В 7 утра для патрулирования в воздухе над Эйч-3 ушло первое звено «Хантеров». В 10:15 ему на смену вылетела вторая четверка. Вел ее флайт-лейтенант (капитан) Сайф-уль-Азам, пилот ВВС Пакистана, командированный в иорданскую авиацию в качестве инструктора. На его счету были уже три победы: индийский «Гнат», сбитый 18/19 сентября 1965 года, и два израильских MD-454 «Мистéр» IVA, уничтоженные над аль-Мафраком в первый день Шестидневной войны (израильтяне подтверждают потерю одного, второй поврежден). Ведомыми у пакистанца шли три старших лейтенанта: иорданец Ихсан Шурдом и два иракца – Самир Юсиф Зайнал и Галеб аль-Хамид аль-Кайси.
Этот воздушный «интернационал» был уже недалеко от Эйч-3, когда командир колонны иракских войск, двигавшейся к Дамаску, передал, что с запада на малой высоте идет восьмерка израильских самолетов. Это были четыре «Миража» IIICJ и четыре «Вотура» (двухместный у ведущего, одноместные у ведомых). Пилоты Хель Хаавир только-только успели сбросить бомбы по ВПП аэродрома, когда их сзади-сверху на пикировании атаковало звено Сайф-уль-Азама.
«Миражи», однако, оказались быстрее: капитан Гидеон Дрор атаковал иракскую пару, зашедшую в хвост «Вотурам», и сбил аль-Кайси. Его немедленно обстрелял сзади Сайф-уль-Азам – снаряды попали в хвостовую часть самолета, машина перестала слушаться управления, и израильский пилот катапультировался. Пакистанец сразу же переключился на «Вотур», шедший встречным курсом в 600 метрах ниже: «Я перевернул «Хантер» и сделал нисходящую полупетлю. Я тянул ручку управления так, что в глазах потемнело, и, когда вышел в горизонтальный полет, то обнаружил себя в [50 метрах] от «Вотура», быстро приближаясь к нему, несмотря на выпущенные тормозные щитки и убранную до минимума мощность двигателя. Но в этом случае я не стал колебаться и дал очередь из очень мощной 30-мм пушки. Одновременно я резко отвернул влево. По самолету прошла сильная дрожь. Я налетел на обломки взорвавшегося «Вотура».
После посадки в фюзеляже самолета Сайф-уль-Азама действительно обнаружили немаленький кусок обшивки израильского самолета, пилот которого, капитан Ицхак Гланц-Голан, катапультировался и вместе с Дрором был взят в плен на земле.
Потерявший ведомого старший лейтенант Зайнал в это время продолжал преследовать командира звена «Вотуров», успешно уклонившегося уже от трех его атак и уходившего в западном направлении. Четвертая попытка оказалась успешной – снаряды поразили крыло и фюзеляж израильской машины, которая с хвостом дыма перешла в кабрирование, а затем один из членов ее экипажа катапультировался, но высоты не хватило, чтобы купол парашюта смог полностью раскрыться. Позднее обломки «Вотура» и тела обоих пилотов были найдены саудовскими пограничниками.
Полковник Иезекииль Сомек, шедший ведомым командира звена «Вотуров», отдал приказ всем немедленно выходить из боя. Пилоты «Хантеров», тем не менее, продолжали атаки и впоследствии доложили, что, как минимум, две израильских машины «полетели умирать», оставляя за собой хвосты дыма. К 11:35 всё было кончено. Флайт-лейтенант Сайф-уль-Азам вернулся в аль-Хаббанию на последних каплях топлива. Его ведомый старший лейтенант Шурдом с практически сухими баками выполнил вынужденную посадку на грунтовой площадке неподалеку. Старший лейтенант Зайнал, который увлекся преследованием противника, сел на Эйч-3, умудрившись при этом не попасть в воронки израильских авиабомб. Его машину заправили, и уже через час он был в аль-Хаббании.
Пилоты «Хантеров» заявили о шести победах – каждый из трех, оставшихся в живых, претендовал на один «Мираж» и один «Вотур». Еще один самолет записала на свой счет батарея 100-мм зенитных пушек КС-19, обеспечивавшая ПВО Эйч-3. Израильские источники, однако, подтверждают только потерю трех машин и четырех пилотов – двух погибшими и двух попавшими в плен.
Из иракских материалов не очень понятно, была ли в последующие дни завершена эвакуация Эйч-3, но боевых вылетов с этого аэродрома уже не производилось, поскольку то ли осколками авиабомб израильтян, то ли обломками самолета старшего лейтенанта аль-Кайси 7 июня был поврежден топливный склад. «Хантеры» с аль-Хаббании и багдадской авиабазы аль-Рашид до самого конца Шестидневной войны продолжали обеспечивать прикрытие с воздуха Эйч-3 и объектов в Иордании, делая по 2-3 вылета в сутки, но встреч с самолетами израильской авиации более не имели.
С 5 по 7 июня 1967 года пилоты эскадрилий, базировавшихся на Эйч-3, выполнили 13 боевых вылетов против наземных целей в Израиле и пережили 3 авианалета, в которых участвовало 17 машин Хель Хаавир. Потеряв в воздухе два «Хантера», они смогли одержать три подтвержденные победы, однако противнику удалось уничтожить на земле не менее 6 самолетов и нанести существенные повреждения строениям и ВПП аэродрома, фактически, «выключив» его из боевых действий до конца войны. В ВВС Израиля, однако, подготовка и проведение ударов по Эйч-3 были восприняты без особого энтузиазма. По свидетельству полковника Элиэзера Коэна, «Бомбардировка Эйч-3 в Ираке – эпилог войны, в котором не было вдохновения её поразительных начальных моментов – стала предметом особой критики. Не будучи частью изначального плана, эта атака не получила того внимания, которое было уделено аэродромам Египта, Иордании и Сирии. День за днем самолеты посылали после беглой проработки задачи, без карт и разведданных, одним и тем же маршрутом… Повреждения, полученные Эйч-3, были незначительными, а потери – погибшие пилот и штурман, два пилота в плену, три сбитых самолета – выше, чем на любой другой авиабазе. В глазах критиков это было предостережением о сбое в системе, которая лучше всего функционирует с заблаговременным планированием и продолжительной подготовкой, но терпит неудачу в импровизации».
Попавшие в плен израильские пилоты были немедленно переданы представителям иракской разведки, доставившим их в Багдад. Гидеон Дрор отказался что-либо говорить на допросах – еще ребенком он пережил Холокост и, по его собственным словам, видел смерть гораздо ближе. Ицхак Гланц-Голан, напротив, многое рассказал иракцам о подготовке, проводившейся «в течение полутора лет на макетах, в точности повторявших цели, которые они должны были атаковать». Уже 26 июня двух капитанов и тела экипажа сбитого «Вотура» обменяли на 482 иорданских военнопленных и тела экипажа Ту-16, сбитого у Мегиддо утром 6 июня.
Комментарии 1