Масса бортового залпа броненосных крейсеров, вооружённых орудиями главного и среднего или только среднего калибров, была вполне сопоставимой. Однако «Сент-Луис» существенно уступал «современникам» по массе бортового залпа за счёт крайне неудачного расположения орудий среднего калибра:
В отличие от «современников», использовавших в качестве носовых двухорудийные башенные артиллерийские установки, на крейсере «Сент-Луис» были смонтированы существенно уступавшие по защите и плотности огня индивидуальные открытые установки;
Четыре пушки находились на верхней палубе. По опыту эксплуатации других подобных кораблей известно, что такие орудия нельзя было использовать при большом волнении из-за низкой точности стрельбы. Точных данных об использовании этих орудий на «Сент-Луисе» нет, но факт демонтажа двух кормовых 152-мм орудий не позднее 1908 года косвенно подтверждает их низкую эффективность;
Восемь пушек находились на главной палубе. Наряду с высокой защищённостью эти орудия имели весьма узкий сектор обстрела, особенно по направлению к носу и корме крейсера.
Уже в 1905 году стало ясно, что установленная на крейсере противоминная артиллерия абсолютно неэффективна при использовании по своему прямому назначению (для поражения миноносцев противника). Тем не менее, американцы не спешили с перевооружением, демонтировав четырнадцать из восемнадцати 76-мм орудий лишь накануне Первой мировой войны. Вероятно, американские военные моряки не видели особых перспектив в использовании «Сент-Луиса» в качестве броненосного крейсера, поскольку, демонтировав два 152-мм и четырнадцать 76-мм орудий, использовали высвободившиеся помещения не для установки нового вооружения, а для размещения десанта (до 1740 человек с вооружением). В качестве средств противовоздушной обороны крейсер уже в ходе Первой мировой войны получил два 76-мм зенитных орудия.
В целом, «Сент-Луис» имел вполне сопоставимые с «современниками» ходовые характеристики и бронирование, но весьма слабую артиллерию. Вооружение этого корабля настолько сильно не соответствовало принятому представлению об артиллерии броненосного крейсера, что в значительной части источников он классифицируется как «бронепалубный крейсер» или «лёгкий гладкопалубный крейсер».
В силу быстрого технического прогресса и ошибки с выбором вооружения крейсер «Сент-Луис» во многом устарел ещё до ввода в строй, что и предопределило его судьбу в составе Военно-морского флота США. За двадцать четыре года службы корабль использовался в семи ипостасях: около года – в качестве броненосного крейсера, десять лет находился в резерве и ремонтах, а в остальное время служил представительским, учебным и патрульным кораблём, стационером и даже бронированным транспортом. Служба «Сент-Луиса» началась с совершённого им в период с 15 мая по 31 августа 1907 года перехода Порт-Кастри – Сан-Диего, в ходе которого он посетил города Баия, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Пунта-Аренас, Вальпараисо, Кальяо и Акапулько. Весной и в июне 1908 года корабль патрулировал западное побережье США между Пьюджет-Саунд и Гонолулу, что являлось задачей скорее бронепалубных, чем броненосных крейсеров, а затем (с июля по октябрь того же года) – прибрежные воды Центральной Америки. Уже 15 ноября 1909 года он был впервые выведен в резерв (нахождение в резерве оказалось кратковременным, продлившись до 3 мая 1910 года), а после расконсервации 13 июля 1910 года покинул Пьюджет-Саунд и перешёл в Сан-Франциско для прохождения ремонта (окончен 7 октября 1911 года).
Нет комментариев