Свидетельство единобожия «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха /Ля иляха илля Ллах/» не приносит пользы перед Аллахом произносящему его, если он не выполняет семи условий. Абу аль-Хасан аль-Басри спросил известного поэта аль-Фараздака, когда тот хоронил свою жену: «Что ты приготовил на такой день?» Тот ответил: «Свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, произнесенное семьдесят лет назад». Аль-Хасан сказал: «Да, это припас, но у слов “нет божества, кроме Аллаха” есть условия. Посему остерегайся клеветы в адрес целомудренных женщин».
Однажды аль-Хасану аль-Басри сказали: «Люди говорят, что сказавший “нет божества, кроме Аллаха” попадет в Рай». Он сказал: «Тот, кто сказал: “Нет божества, кроме Аллаха”, — отдавал этим словам должное и выполнял их требования, тот попадет в Рай».
Когда Вахба бин Мунаббиха спросили: «Разве “нет божества, кроме Аллаха” не ключ от Рая?» — он сказал: «Конечно, но у каждого ключа есть зубчики, и если ты принесешь ключ с зубчиками, то д...ЕщёСвидетельство единобожия «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха /Ля иляха илля Ллах/» не приносит пользы перед Аллахом произносящему его, если он не выполняет семи условий. Абу аль-Хасан аль-Басри спросил известного поэта аль-Фараздака, когда тот хоронил свою жену: «Что ты приготовил на такой день?» Тот ответил: «Свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, произнесенное семьдесят лет назад». Аль-Хасан сказал: «Да, это припас, но у слов “нет божества, кроме Аллаха” есть условия. Посему остерегайся клеветы в адрес целомудренных женщин».
Однажды аль-Хасану аль-Басри сказали: «Люди говорят, что сказавший “нет божества, кроме Аллаха” попадет в Рай». Он сказал: «Тот, кто сказал: “Нет божества, кроме Аллаха”, — отдавал этим словам должное и выполнял их требования, тот попадет в Рай».
Когда Вахба бин Мунаббиха спросили: «Разве “нет божества, кроме Аллаха” не ключ от Рая?» — он сказал: «Конечно, но у каждого ключа есть зубчики, и если ты принесешь ключ с зубчиками, то дверь откроется, если же нет, то не откроется».
Шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан Али Шейх говорил: «В свидетельстве (ля иляха илля Ллах) необходимо семь условий, и произнесение этого свидетельства не принесет пользы, если не будет какого-либо из этих условий!
Доводы из Корана и Сунны на эти семь условий 1. Знание, исключающее незнание Всевышний Аллах сказал: «Знай, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех!» (Сура «Мухаммад», аят 19).
От ‘Усмана ибн ‘Аффана сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто умер, зная, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, войдет в Рай!» Муслим 26.
2. Убежденность, исключающая сомнение Произносящий это свидетельство должен быть твердо убежден в истинности его смысла, потому что вера приносит пользу лишь при наличии твердых убеждений, а не догадок и предположений.
Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений» (Сура «аль-Худжурат», аят 15).
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха! Какой бы ра...ЕщёДоводы из Корана и Сунны на эти семь условий 1. Знание, исключающее незнание Всевышний Аллах сказал: «Знай, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех!» (Сура «Мухаммад», аят 19).
От ‘Усмана ибн ‘Аффана сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто умер, зная, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, войдет в Рай!» Муслим 26.
2. Убежденность, исключающая сомнение Произносящий это свидетельство должен быть твердо убежден в истинности его смысла, потому что вера приносит пользу лишь при наличии твердых убеждений, а не догадок и предположений.
Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений» (Сура «аль-Худжурат», аят 15).
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха! Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!» Муслим 27.
Также Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Ступай, и кого бы ты ни встретил за этой стеной, свидетельствующего, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, будучи убежденным в этом своим сердцем, обрадуй его Раем!» Муслим 31.
Иными словами, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отнес убежденность и отсутствие каких-либо сомнений в сердце к условиям попадания в Рай того, кто произносит свидетельство единобожия. Если условие не выполняется, нет и обещанного результата.
3. Принятие, несовместимое с отвержением Всевышний Аллах сказал: «Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: “Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам!”» (Сура «аз-Зухруф», аят 23).
Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, так Мы поступаем с грешниками. Когда им говорили: “Ля иляха илля Ллах”, — они превозносились и говорили: “Неужели мы откажемся от наших божеств ради одержимого поэта?”» (Сура «ас-Саффат», аяты 34-36).
Аллах назвал причиной их наказания превознесение над словами «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» и неверие в того, кто проповедовал их.
От Абу Мусы сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня к людям, подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много вся...Ещё3. Принятие, несовместимое с отвержением Всевышний Аллах сказал: «Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: “Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам!”» (Сура «аз-Зухруф», аят 23).
Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, так Мы поступаем с грешниками. Когда им говорили: “Ля иляха илля Ллах”, — они превозносились и говорили: “Неужели мы откажемся от наших божеств ради одержимого поэта?”» (Сура «ас-Саффат», аяты 34-36).
Аллах назвал причиной их наказания превознесение над словами «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» и неверие в того, кто проповедовал их.
От Абу Мусы сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня к людям, подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. Другая ее часть была плотной, она задержала на себе воду, и Аллах обратил ее на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать ее для орошения. Дождь выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. Эти части земли подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его другим, а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был направлен к людям» аль-Бухари 79, Муслим 2282.
4. Повиновение, исключающее непокорность «Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (Сура «Аз-Зумар», аят 54).
Всевышний Аллах сказал: «Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять» (Сура «Лукман», аят 22).
Подчинить свой лик — значит подчиниться, а творить добро — значит признавать единобожие. Выражение العروة الوثقى «аль-‘урва аль-уска», означающее «надежная рукоять», было истолковано как «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
Всевышний Аллах также сказал: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью!» (Сура «ан-Ниса», аят 65).
‘Абдуллах ибн ‘Амр передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришел!» Ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна» 15, аль-Байхакъи в «аль...Ещё4. Повиновение, исключающее непокорность «Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (Сура «Аз-Зумар», аят 54).
Всевышний Аллах сказал: «Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять» (Сура «Лукман», аят 22).
Подчинить свой лик — значит подчиниться, а творить добро — значит признавать единобожие. Выражение العروة الوثقى «аль-‘урва аль-уска», означающее «надежная рукоять», было истолковано как «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
Всевышний Аллах также сказал: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью!» (Сура «ан-Ниса», аят 65).
‘Абдуллах ибн ‘Амр передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришел!» Ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна» 15, аль-Байхакъи в «аль-Мадхаль» 209, аль-Хатыб в «ат-Тарих» 4/469.
Относительно достоверности этого хадиса есть известное разногласия среди ученых. Однако имам Абу Ну’айм, имам ан-Науауи, шейх Ибн аль-Къайим, имам Ибн Муфлих, хафиз ас-Суюты, шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, шейх Сыддыкъ Хасан Хан, хафиз аль-Хаками назвал его достоверным. См. «аль-Арба’ин» № 41, «аль-Адабу-шшар’ия» 3/69, «Усуль аль-иман» 1/264, «Ма’аридж аль-къабуль» 2/78.
И даже если бы этот хадис был и слабый со стороны иснада, смысл его правильный, так как подтверждается Кораном! Всевышний Аллах сказал: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение! А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (Сура «аль-Ахзаб», аят 36).
Всевышний Аллах также сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь следуют за своими страстями. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто следует своим страстям без верного руководства от Аллаха?» (Сура «аль-Касас», аят 50).
5. Искренность, исключающая многобожие Т.е. очищение добрых дел от любых примесей многобожия посредством праведного намерения.
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Поклоняйся же Аллаху, будучи искренним перед Ним в религии!» (Сура «аз-Зумар», аят 2).
Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы» (Сура «аль-Беййина», аят 5).
Абу Хурайра рассказывал: «Однажды я спросил: “О посланник Аллаха, кто будет самым счастливым из людей благодаря твоему заступничеству в Судный день?” В ответ посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать мои слова! В День воскрешения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто сказал: “Ля иляха илля Ллах”, будучи искренним в сердце своем!”» аль-Бухари 99.
Также в «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ ‘Итбана бин Малика о том, что Пророк, мир ...Ещё5. Искренность, исключающая многобожие Т.е. очищение добрых дел от любых примесей многобожия посредством праведного намерения.
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Поклоняйся же Аллаху, будучи искренним перед Ним в религии!» (Сура «аз-Зумар», аят 2).
Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы» (Сура «аль-Беййина», аят 5).
Абу Хурайра рассказывал: «Однажды я спросил: “О посланник Аллаха, кто будет самым счастливым из людей благодаря твоему заступничеству в Судный день?” В ответ посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать мои слова! В День воскрешения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто сказал: “Ля иляха илля Ллах”, будучи искренним в сердце своем!”» аль-Бухари 99.
Также в «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ ‘Итбана бин Малика о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах запретил Огню [касаться] того, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, стремясь тем самым к Лику Аллаха» аль-Бухари 425.
6. Правдивость, исключающая лицемерие Т.е. произносить это свидетельство полагается искренне от всего сердца, чтобы душа вторила устам.
Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха и в Последний день”. Однако, они неверующие! Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (Сура «аль-Бакара», аяты 8-9). Их слова лживы, и они скрывают то, что не произносят языком.
Му‘аз ибн Джабаль рассказывал, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Кто бы ни свидетельствовал, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, будучи правдивым в своем сердце, того обязательно Аллах сделает запретным для Огня!» аль-Бухари 128, Муслим 32.
Таким образом, он назвал произнесение слов «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» искренне, от всего сердца, условием спасения от Ада.
7. Любовь, несовместимая с ненавистью (неприязнью) Т.е. любовь к этому свидетельству, к тому, что из него вытекает и на что оно указывает, и к людям, которые руководствуются им, выполняют его условия, а также ненависть ко всему, что противоречит ему.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его» (Сура «аль-Маида», аят 54).
Могучий и Великий Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (Сура «аль-Бакара», аят 165). Он сообщил, что Его верующие рабы любят Егосильнее всего, и причина этого в том, что они никого не равняют с Ним. Признаком любви раба к Аллаху является то, что он отдает предпочтение всему, что любит его Господь, если даже это не совпадает с его желаниями, и ненавидит все, что ненавистно его Господу, если даже его душа скл...Ещё7. Любовь, несовместимая с ненавистью (неприязнью) Т.е. любовь к этому свидетельству, к тому, что из него вытекает и на что оно указывает, и к людям, которые руководствуются им, выполняют его условия, а также ненависть ко всему, что противоречит ему.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его» (Сура «аль-Маида», аят 54).
Могучий и Великий Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (Сура «аль-Бакара», аят 165). Он сообщил, что Его верующие рабы любят Егосильнее всего, и причина этого в том, что они никого не равняют с Ним. Признаком любви раба к Аллаху является то, что он отдает предпочтение всему, что любит его Господь, если даже это не совпадает с его желаниями, и ненавидит все, что ненавистно его Господу, если даже его душа склоняется к этому. Он любит тех, кто любит Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и враждует с теми, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Он следует путем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, идет по его стопам и принимает его верное руководство.
От Анаса сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В тот, в ком будут три качества, ощутит сладость имана (веры)! Кто будет любить Аллаха и посланника Его больше всего остального; будет любить какого-то человека только ради Аллаха; и будет не желать возвращения к неверию после того, как Аллах спас его от него, также как не желает он быть брошенным в огонь!» аль-Бухари 16, Муслим 43.
Также некоторые обладатели знания выделяют и восьмое условие шахады, а это:
8. Непризнание и отречение от всего, чему поклоняются помимо Аллаха
Всевышний Аллах сказал: «Кто не верует в тагута, а верит в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий!» (Сура «аль-Бакара», аят 256).
Всевышний Аллах также сказал: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: “Воистину, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем”» (Сура «аз-Зухруф», аяты 26-27).
От Тарикъа ибн Ашьяма сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто сказал: “Ля иляха илля Ллах”, а затем отверг все, чему поклоняются помимо Аллаха, того имущество и кровь запретны, а ответ его у Аллаха!» Муслим 23.
Данное условие весьма важное и является одним из самых основных! Ведь даже если человек примет свидетельство «ля иляха илля Ллах», будет произносить его языком и быть у...ЕщёТакже некоторые обладатели знания выделяют и восьмое условие шахады, а это:
8. Непризнание и отречение от всего, чему поклоняются помимо Аллаха
Всевышний Аллах сказал: «Кто не верует в тагута, а верит в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий!» (Сура «аль-Бакара», аят 256).
Всевышний Аллах также сказал: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: “Воистину, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем”» (Сура «аз-Зухруф», аяты 26-27).
От Тарикъа ибн Ашьяма сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто сказал: “Ля иляха илля Ллах”, а затем отверг все, чему поклоняются помимо Аллаха, того имущество и кровь запретны, а ответ его у Аллаха!» Муслим 23.
Данное условие весьма важное и является одним из самых основных! Ведь даже если человек примет свидетельство «ля иляха илля Ллах», будет произносить его языком и быть убежденным в его истинности сердцем, более того, поклоняться только Одному Аллаху, однако вместе с этим не будет считать ложным все, чему поклоняются люди помимо Аллаха, то его свидетельство будетнедействительным! См. «Тайсируль-Азизиль-Хамид» 286.
Если при всех упомянутых условиях, человек будет полагать, что есть скажем какая-либо религия, которая также является истинной, как например те, кто говорит, что христиане и иудеи не являются неверными и что они будут спрошены на основании своего Писания, то его свидетельство «ля иляха илля Ллах», является недействительным!
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Материал подготовлен на основе статьи «Условия свидетельства «Ля иляха илля Ллах», на которые указывают Коран и Сунна», подготовленной редакцией сайта «Саляф-форум» а также главы «Свидетельство единобожия: его смысл, превосходство и условия» из книги доктора ’Умара Сулеймана аль-Ашкара «Вера в Аллаха», перевод которой выполнил Эльмир Кулиев.
Также вы можете прослушать аудио лекции по данной теме на сайте «К Исламу»
Что желательно говорить утром 15. Доволен я Аллахом как Господом, исламом — как рели- гией и Мухаммадом — как пророком [Тирмизи, 3389]. Радыйту би-Лляхи Раббан, ва би-ль-ислами динан, ва би-Мухаммадин набиййан. رَضِيْت بِ هللِ رَب ، وَبِ إل سْ ل م دِينًا ، وَبِمُحَمَّدٍ نَب ِيًّا.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Одежда для Мусульманок, восточная косметика, лечебные масла, масло чёрного тмина, натуральная парфюмерия на масленой основе без спирта, мусульманские часы,и многое другое, продажа оптом и в розницу
«Поистине, садака будет охлаждать жар могил тех, кто давал её (при жизни), и, поистине, в День воскресения верующий будет укрываться в тени своей садаки». (Ат-Табарани; аль-Байхаки.)
Комментарии 16
Однажды аль-Хасану аль-Басри сказали: «Люди говорят, что сказавший “нет божества, кроме Аллаха” попадет в Рай». Он сказал: «Тот, кто сказал: “Нет божества, кроме Аллаха”, — отдавал этим словам должное и выполнял их требования, тот попадет в Рай».
Когда Вахба бин Мунаббиха спросили: «Разве “нет божества, кроме Аллаха” не ключ от Рая?» — он сказал: «Конечно, но у каждого ключа есть зубчики, и если ты принесешь ключ с зубчиками, то д...ЕщёСвидетельство единобожия «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха /Ля иляха илля Ллах/» не приносит пользы перед Аллахом произносящему его, если он не выполняет семи условий. Абу аль-Хасан аль-Басри спросил известного поэта аль-Фараздака, когда тот хоронил свою жену: «Что ты приготовил на такой день?» Тот ответил: «Свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, произнесенное семьдесят лет назад». Аль-Хасан сказал: «Да, это припас, но у слов “нет божества, кроме Аллаха” есть условия. Посему остерегайся клеветы в адрес целомудренных женщин».
Однажды аль-Хасану аль-Басри сказали: «Люди говорят, что сказавший “нет божества, кроме Аллаха” попадет в Рай». Он сказал: «Тот, кто сказал: “Нет божества, кроме Аллаха”, — отдавал этим словам должное и выполнял их требования, тот попадет в Рай».
Когда Вахба бин Мунаббиха спросили: «Разве “нет божества, кроме Аллаха” не ключ от Рая?» — он сказал: «Конечно, но у каждого ключа есть зубчики, и если ты принесешь ключ с зубчиками, то дверь откроется, если же нет, то не откроется».
Шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан Али Шейх говорил: «В свидетельстве (ля иляха илля Ллах) необходимо семь условий, и произнесение этого свидетельства не принесет пользы, если не будет какого-либо из этих условий!
Первое: Знание, исключающее незнание;
Второе: Убежденность, исключающая сомнение;
Третье: Принятие, несовместимое с отвержением;
Четвертое: Повиновение, исключающее непокорность;
Пятое: Искренность, исключающая многобожие;
Шестое: Правдивость, исключающая лицемерие;
Седьмое: Любовь, несовместимая с ненавистью (неприязнью)». См. «Фатхуль-Маджид» 190.
1. Знание, исключающее незнание
Всевышний Аллах сказал: «Знай, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех!» (Сура «Мухаммад», аят 19).
От ‘Усмана ибн ‘Аффана сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто умер, зная, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, войдет в Рай!» Муслим 26.
2. Убежденность, исключающая сомнение
Произносящий это свидетельство должен быть твердо убежден в истинности его смысла, потому что вера приносит пользу лишь при наличии твердых убеждений, а не догадок и предположений.
Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений» (Сура «аль-Худжурат», аят 15).
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха! Какой бы ра...ЕщёДоводы из Корана и Сунны на эти семь условий
1. Знание, исключающее незнание
Всевышний Аллах сказал: «Знай, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех!» (Сура «Мухаммад», аят 19).
От ‘Усмана ибн ‘Аффана сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто умер, зная, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, войдет в Рай!» Муслим 26.
2. Убежденность, исключающая сомнение
Произносящий это свидетельство должен быть твердо убежден в истинности его смысла, потому что вера приносит пользу лишь при наличии твердых убеждений, а не догадок и предположений.
Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений» (Сура «аль-Худжурат», аят 15).
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха! Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!» Муслим 27.
Также Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Ступай, и кого бы ты ни встретил за этой стеной, свидетельствующего, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, будучи убежденным в этом своим сердцем, обрадуй его Раем!» Муслим 31.
Иными словами, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отнес убежденность и отсутствие каких-либо сомнений в сердце к условиям попадания в Рай того, кто произносит свидетельство единобожия. Если условие не выполняется, нет и обещанного результата.
Всевышний Аллах сказал: «Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: “Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам!”» (Сура «аз-Зухруф», аят 23).
Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, так Мы поступаем с грешниками. Когда им говорили: “Ля иляха илля Ллах”, — они превозносились и говорили: “Неужели мы откажемся от наших божеств ради одержимого поэта?”» (Сура «ас-Саффат», аяты 34-36).
Аллах назвал причиной их наказания превознесение над словами «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» и неверие в того, кто проповедовал их.
От Абу Мусы сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня к людям, подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много вся...Ещё3. Принятие, несовместимое с отвержением
Всевышний Аллах сказал: «Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: “Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам!”» (Сура «аз-Зухруф», аят 23).
Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, так Мы поступаем с грешниками. Когда им говорили: “Ля иляха илля Ллах”, — они превозносились и говорили: “Неужели мы откажемся от наших божеств ради одержимого поэта?”» (Сура «ас-Саффат», аяты 34-36).
Аллах назвал причиной их наказания превознесение над словами «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» и неверие в того, кто проповедовал их.
От Абу Мусы сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня к людям, подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. Другая ее часть была плотной, она задержала на себе воду, и Аллах обратил ее на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать ее для орошения. Дождь выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. Эти части земли подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его другим, а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был направлен к людям» аль-Бухари 79, Муслим 2282.
«Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (Сура «Аз-Зумар», аят 54).
Всевышний Аллах сказал: «Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять» (Сура «Лукман», аят 22).
Подчинить свой лик — значит подчиниться, а творить добро — значит признавать единобожие. Выражение العروة الوثقى «аль-‘урва аль-уска», означающее «надежная рукоять», было истолковано как «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
Всевышний Аллах также сказал: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью!» (Сура «ан-Ниса», аят 65).
‘Абдуллах ибн ‘Амр передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришел!» Ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна» 15, аль-Байхакъи в «аль...Ещё4. Повиновение, исключающее непокорность
«Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (Сура «Аз-Зумар», аят 54).
Всевышний Аллах сказал: «Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять» (Сура «Лукман», аят 22).
Подчинить свой лик — значит подчиниться, а творить добро — значит признавать единобожие. Выражение العروة الوثقى «аль-‘урва аль-уска», означающее «надежная рукоять», было истолковано как «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
Всевышний Аллах также сказал: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью!» (Сура «ан-Ниса», аят 65).
‘Абдуллах ибн ‘Амр передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришел!» Ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна» 15, аль-Байхакъи в «аль-Мадхаль» 209, аль-Хатыб в «ат-Тарих» 4/469.
Относительно достоверности этого хадиса есть известное разногласия среди ученых. Однако имам Абу Ну’айм, имам ан-Науауи, шейх Ибн аль-Къайим, имам Ибн Муфлих, хафиз ас-Суюты, шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, шейх Сыддыкъ Хасан Хан, хафиз аль-Хаками назвал его достоверным. См. «аль-Арба’ин» № 41, «аль-Адабу-шшар’ия» 3/69, «Усуль аль-иман» 1/264, «Ма’аридж аль-къабуль» 2/78.
И даже если бы этот хадис был и слабый со стороны иснада, смысл его правильный, так как подтверждается Кораном! Всевышний Аллах сказал: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение! А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (Сура «аль-Ахзаб», аят 36).
Всевышний Аллах также сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь следуют за своими страстями. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто следует своим страстям без верного руководства от Аллаха?» (Сура «аль-Касас», аят 50).
Т.е. очищение добрых дел от любых примесей многобожия посредством праведного намерения.
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Поклоняйся же Аллаху, будучи искренним перед Ним в религии!» (Сура «аз-Зумар», аят 2).
Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы» (Сура «аль-Беййина», аят 5).
Абу Хурайра рассказывал: «Однажды я спросил: “О посланник Аллаха, кто будет самым счастливым из людей благодаря твоему заступничеству в Судный день?” В ответ посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать мои слова! В День воскрешения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто сказал: “Ля иляха илля Ллах”, будучи искренним в сердце своем!”» аль-Бухари 99.
Также в «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ ‘Итбана бин Малика о том, что Пророк, мир ...Ещё5. Искренность, исключающая многобожие
Т.е. очищение добрых дел от любых примесей многобожия посредством праведного намерения.
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Поклоняйся же Аллаху, будучи искренним перед Ним в религии!» (Сура «аз-Зумар», аят 2).
Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы» (Сура «аль-Беййина», аят 5).
Абу Хурайра рассказывал: «Однажды я спросил: “О посланник Аллаха, кто будет самым счастливым из людей благодаря твоему заступничеству в Судный день?” В ответ посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать мои слова! В День воскрешения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто сказал: “Ля иляха илля Ллах”, будучи искренним в сердце своем!”» аль-Бухари 99.
Также в «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ ‘Итбана бин Малика о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах запретил Огню [касаться] того, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, стремясь тем самым к Лику Аллаха» аль-Бухари 425.
6. Правдивость, исключающая лицемерие
Т.е. произносить это свидетельство полагается искренне от всего сердца, чтобы душа вторила устам.
Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха и в Последний день”. Однако, они неверующие! Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (Сура «аль-Бакара», аяты 8-9). Их слова лживы, и они скрывают то, что не произносят языком.
Му‘аз ибн Джабаль рассказывал, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Кто бы ни свидетельствовал, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, будучи правдивым в своем сердце, того обязательно Аллах сделает запретным для Огня!» аль-Бухари 128, Муслим 32.
Таким образом, он назвал произнесение слов «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» искренне, от всего сердца, условием спасения от Ада.
Т.е. любовь к этому свидетельству, к тому, что из него вытекает и на что оно указывает, и к людям, которые руководствуются им, выполняют его условия, а также ненависть ко всему, что противоречит ему.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его» (Сура «аль-Маида», аят 54).
Могучий и Великий Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (Сура «аль-Бакара», аят 165).
Он сообщил, что Его верующие рабы любят Егосильнее всего, и причина этого в том, что они никого не равняют с Ним. Признаком любви раба к Аллаху является то, что он отдает предпочтение всему, что любит его Господь, если даже это не совпадает с его желаниями, и ненавидит все, что ненавистно его Господу, если даже его душа скл...Ещё7. Любовь, несовместимая с ненавистью (неприязнью)
Т.е. любовь к этому свидетельству, к тому, что из него вытекает и на что оно указывает, и к людям, которые руководствуются им, выполняют его условия, а также ненависть ко всему, что противоречит ему.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его» (Сура «аль-Маида», аят 54).
Могучий и Великий Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (Сура «аль-Бакара», аят 165).
Он сообщил, что Его верующие рабы любят Егосильнее всего, и причина этого в том, что они никого не равняют с Ним. Признаком любви раба к Аллаху является то, что он отдает предпочтение всему, что любит его Господь, если даже это не совпадает с его желаниями, и ненавидит все, что ненавистно его Господу, если даже его душа склоняется к этому. Он любит тех, кто любит Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и враждует с теми, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Он следует путем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, идет по его стопам и принимает его верное руководство.
От Анаса сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В тот, в ком будут три качества, ощутит сладость имана (веры)! Кто будет любить Аллаха и посланника Его больше всего остального; будет любить какого-то человека только ради Аллаха; и будет не желать возвращения к неверию после того, как Аллах спас его от него, также как не желает он быть брошенным в огонь!» аль-Бухари 16, Муслим 43.
8. Непризнание и отречение от всего, чему поклоняются помимо Аллаха
Всевышний Аллах сказал: «Кто не верует в тагута, а верит в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий!» (Сура «аль-Бакара», аят 256).
Всевышний Аллах также сказал: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: “Воистину, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем”» (Сура «аз-Зухруф», аяты 26-27).
От Тарикъа ибн Ашьяма сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто сказал: “Ля иляха илля Ллах”, а затем отверг все, чему поклоняются помимо Аллаха, того имущество и кровь запретны, а ответ его у Аллаха!» Муслим 23.
Данное условие весьма важное и является одним из самых основных! Ведь даже если человек примет свидетельство «ля иляха илля Ллах», будет произносить его языком и быть у...ЕщёТакже некоторые обладатели знания выделяют и восьмое условие шахады, а это:
8. Непризнание и отречение от всего, чему поклоняются помимо Аллаха
Всевышний Аллах сказал: «Кто не верует в тагута, а верит в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий!» (Сура «аль-Бакара», аят 256).
Всевышний Аллах также сказал: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: “Воистину, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем”» (Сура «аз-Зухруф», аяты 26-27).
От Тарикъа ибн Ашьяма сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто сказал: “Ля иляха илля Ллах”, а затем отверг все, чему поклоняются помимо Аллаха, того имущество и кровь запретны, а ответ его у Аллаха!» Муслим 23.
Данное условие весьма важное и является одним из самых основных! Ведь даже если человек примет свидетельство «ля иляха илля Ллах», будет произносить его языком и быть убежденным в его истинности сердцем, более того, поклоняться только Одному Аллаху, однако вместе с этим не будет считать ложным все, чему поклоняются люди помимо Аллаха, то его свидетельство будетнедействительным! См. «Тайсируль-Азизиль-Хамид» 286.
Если при всех упомянутых условиях, человек будет полагать, что есть скажем какая-либо религия, которая также является истинной, как например те, кто говорит, что христиане и иудеи не являются неверными и что они будут спрошены на основании своего Писания, то его свидетельство «ля иляха илля Ллах», является недействительным!
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Материал подготовлен на основе статьи «Условия свидетельства «Ля иляха илля Ллах», на которые указывают Коран и Сунна», подготовленной редакцией сайта «Саляф-форум» а также главы «Свидетельство единобожия: его смысл, превосходство и условия» из книги доктора ’Умара Сулеймана аль-Ашкара «Вера в Аллаха», перевод которой выполнил Эльмир Кулиев.
Также вы можете прослушать аудио лекции по данной теме на сайте «К Исламу»
http://toknow.ucoz.ua/
15. Доволен я Аллахом как Господом, исламом — как рели-
гией и Мухаммадом — как пророком [Тирмизи, 3389].
Радыйту би-Лляхи Раббан, ва би-ль-ислами динан, ва
би-Мухаммадин набиййан.
رَضِيْت بِ هللِ رَب ، وَبِ إل سْ ل م دِينًا ، وَبِمُحَمَّدٍ نَب ِيًّا.