Давлят Умеров – хореограф, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, автор книги «Этнические танцы татар».
Из предков по отцу Давлят успел познакомиться с дедом. Фронтовик, бежавший из немецкого плена, на родине окупал свою свободу и жизнь пятью годами сибирской ссылки, и, несмотря на столь тяжкие эпизоды в судьбе, слыл балагуром и весельчаком, одаренным танцором, его всегда приглашали на свадьбы в качестве заводилы. «У моего деда был талант. Он ставил на голову емкость с водой и пускался в пляс – не проливал ни капли», - делится Давлят. До 6 лет воспитывался бабушкой, которая показала незаурядный педагогический талант: она хвалила внука за любой поступок, и мальчик стремился все делать сам.
Он не чурался любого труда, какой мог быть в деревне – от домашних дел до сельскохозяйственных работ. Он любил рисовать, самостоятельно освоил гитару и неплохо танцевал – но, как ни странно, рос мальчиком стеснительным, не мог побороть страх выступлений на публике.
Подростком Давлят Умеров мечтал о художественном училище. Он помогал художникам-оформителям в колхозе, подносил краски, учился у них, наблюдая за работой.
В Астраханском художественном училище (тогда он находился на территории Астраханского Кремля) рисунки молодого художника-самоучки приняли, а вот сочинение – нет. Чтобы не возвращаться домой с поражением, находчивый абитуриент тут же сдал документы в соседнее училище – культпросветучилище на хореографическое отделение. "План был прост – поучусь годик и пойду в художники. Но так втянулся, что через год не мыслил себя без танца. Спасибо моим преподавателям!».
В танцевальном коллективе при Доме культуры профтехобразования, где параллельно занимался Давлят, нашелся и первый близкий по духу наставник - хореограф Александр Николаевич Абакумов, который показал начинающему танцору удивительную палитру народного танца.
После окончания училища в 1988 году, Умеров год заведовал сельским клубом, создал детский ансамбль танцев.
Позже поступил в институт культуры в Самаре, весь его курс из 24 человек вошел в состав ансамбля «Волжские узоры». Руководил им известный ученик Игоря Моисеева Геннадий Власенко, в программе коллектив представлял танцы народов Поволжья.
В 90-е годы ХХ века Давлят возвращается в Астрахань. Женился. В своей супруге он встретил надежного друга и внимательного слушателя.
В селе Татарская Башмаковка Приволжского района Давлят создал школу танцев «Мирас», она функционирует до сих пор. Сам он с 2005 года живет в Казани, ведет научную работу в Республиканском центре развития традиционной культуры. Он выезжает в экспедиции в места компактного проживания татар, ведет описание традиций и танцев диаспор. Обладатель редчайшей специализации – его труды посвящены хореографической этнографии – в настоящее время озабочен поиском продолжателей своего дела. «Люди скучают по своим традициям, - говорит хореограф-ученый. – Татарстан в этом плане имеет неизмеримый потенциал, он может и должен стать аккумулятивным центром культуры татарских диаспор, разбросанных по всему миру».
С 2016 года Давлят Исмагилович работает преподавателем на кафедре этнохудожественного музыкального творчества и образования КазГик.
по материалам сйта Культурного центра "Аярис" https://ayaris.ru/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7