105 лет назад, 3 августа (21 июля по ст. стилю) 1916 года газета «Русские ведомости» сообщила: «Вчера в Тюфелевой роще, за Симоновым монастырем, происходила закладка первого в России автомобильного завода. Следующей весной должен быть выстроен первый автомобиль».
В газетной статье речь шла о символической закладке первого камня в фундамент завода АМО — «Автомобильного Машиностроительного Общества», позднее ставшим знаменитым ЗИЛом.
В начале ХХ века в России началась реализация правительственной программы создания отечественного автопрома. В рамках программы предполагалось построить в стране шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них взялся торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». Именно «Автомобильному машиностроительному обществу» (АМО), во главе которого и стояли купцы первой гильдии братья Рябушинские, в марте 1916 года продал свои лесные подмосковные угодья в Тюфелевой роще П.П. фон Девриз.
Договор, заключённый братьями Рябушинскими с итальянской фирмой Fiat на постройку завода, предусматривал развернуть на предприятии производство лицензионного 1,5-тонного грузовика Fiat 15 Ter образца 1915 года. Устав «Товарищества на паях Автомобильного Московского Общества» был утверждён 18 мая 1916 года, а 2 августа (20 июля по старому стилю) того же 1916 года в Тюфелевой роще (на месте, где сейчас располагаются остатки цехов ЗИЛа) состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода, о чем и сообщали газеты того времени.
Из-за революционных событий 1917 года строительство ни одного из 6 запланированных заводов в России полностью завершено не было, но руководство московского завода АМО закупило в Италии комплекты деталей и начало «отверточную» сборку машин, умудрившись в сложных и нестабильных условиях смены власти за три года выпустить по такой технологии 1319 автомобилей.
15 августа 1918 года Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) объявил завод АМО национальной собственностью Республики Советов, и в 1919 году завод переориентировался на ремонт американских 3-тонных грузовых автомобилей «Уайт», которые в годы Первой Мировой Войны поступали в Россию в больших количествах.
В январе 1924 года на АМО началась подготовка к производству собственного 1,5-тонного автомобиля АМО-Ф-15, основой которого был тот же Fiat 15Ter, хорошо подходивший к дорожным условиям России. Самую первую машину собрали в ночь на 1 ноября 1924 года, а уже 7 ноября первые 10 ярко-красных грузовиков прошли в праздничной демонстрации по Красной площади. Таким образом, АМО-Ф-15 стал первым грузовым автомобилем, полностью изготовленным в СССР.
Через две недели после торжественной презентации машин на главной площади столицы состоялся первый советский испытательный автопробег. В полдень 25 ноября три грузовика АМО-Ф-15, загруженные топливом, запасными частями и необходимыми припасами, стартовали по маршруту Москва — Ленинград и обратно, с промежуточными пунктами в Пскове, Витебске, Ярославле и Смоленске. Машины прошли 2 тысячи километров без единой поломки и вернулись в Москву. Для конструкторов и рабочих предприятия такой результат стал серьезным и вдохновляющим достижением.
#библиотекиювао
#библиотекиМосквы
#юваомосква
#библиотекиювао121_124
#библиотекиЮжнопортового
#краеведческиеминиатюры#ЗИЛ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2