Строительство нового Жонкиерского маяка началось в июле 1895 года, после того как к осени 1894 года была закончена подготовка площадки на том же склоне горы, где находился прежний маяк, но почти наполовину ниже. Его возведением руководил главный строитель маяков Восточного океана инженер-подполковник К. И. Леопольд. Основными инструментами ссыльнокаторжных, которые составляли основную рабочую силу, были лом и кирка. К маяку по берегу была проложена узкоколейка, по которой подвозили строительные материалы, а затем воротом поднимали наверх. Материалом для постройки нового жилого дома и 18-метровой башни маяка был выбран бетон из взятого на берегу хорошего гравия и песка. Деревянные постройки старого маяка, прослужившего чуть более 10 лет, были проданы с аукциона в частные руки, для «облегчения нужд» строительства. Строительство маяка на высоте около 70 м над уровнем моря было закончено и принято комиссией в эксплуатацию 6 июля 1897 года. В книге «Описание маяков, башен и знаков Российской империи по берегам Восточного океана» (Санкт-Петербург, 1907. – 73 с., ил.) по поводу Жонкиерского маяка сказано:
«Башня бетонная, в связи с самим домом. Осветительный аппарат А. Френеля второго разряда. При маяке имеются службы и баня. Для подачи сигналов «во время тумана, метели, вьюги и пасмурности», так называемых «туманных сигналов», на маяке имеются четвертьпудовый единорог (гладкоствольная пушка, снятая с вооружения в середине XIX века) и колокол. Для того чтобы проходящие мимо суда не путали колокольный звон береговых церквей с маячным колокольным звоном, с 1906 года на маяках устанавливали двухударный звон с перерывом, но не более трёх минут».
Службу на маяке несли моряки Сибирского флотского экипажа из 12 человек. Смотрителем был назначен с вольного найма отставной фельдшер 1-й статьи Михаил Виноградов. Как отмечает краевед Григорий Смекалов, командование флотилии, желая избавиться от слишком активных и революционно настроенных матросов, подобрало для службы на острове специфический контингент. Команды маяка менялись несколько раз, матросы «оказывались неблагонадёжными». 30 мая 1908 года на транспорте «Амгунь», прибывшем накануне с грузом, с маяка была снята последняя морская команда и введена вольнонаёмная из 8 человек. Вновь выбранное место имело лишь один недостаток: огонь маяка не был виден из глубины Александровского рейда, который мыс Жонкиер закрывал острым выступом, поэтому проходившие к Александровской пристани суда руководствовались огнями, установленными на её оконечности… В последующие годы маяк на мысе Жонкиер постоянно подвергался переоборудованию и модернизации, но основные маячно-технические сооружения оставались прежними.
В 1964 году к маяку была подведена высоковольтная ЛЭП. В светооптический аппарат французской фирмы «Барбье – Бенард» с фокусным расстоянием 700 мм и высотой 2 080 мм была установлена маячная лампа ПЖ 220-500, обеспечивающая дальность видимости огня – 22 мили. Имелся резервный огонь на знаке «Колонна 5-Э». С 1989 года на маяке действовал радиомаяк КРМ-300.
Люди, обслуживающие маячное оборудование, когда-то на маяке жили семьями. На территории маяка Жонкиер много лет находился колокол, в который звонили во время туманов, подавая сигналы проходившим судам. До сих пор не разгадана тайна, как этот колокол попал на Сахалин. Над колоколом была выстроена деревянная будка с двумя окошечками на море, и вахтенный каждые полчаса раскачивал его, пользуясь канатом, протянутым в отшлифованное отверстие в стене домика. Позже этот экспонат с литой надписью, выполненной в стиле старого московского декоративного письма, которая гласит: «Государь и Великий князь Алексей Михайлович всея Руси дал сей колокол Животворные Троицы и Святые Богородицы Благовещенью в пустыню Синозерскую при строителе черном попе Моисее лета 7159 года марта 8 дня» (по современному летосчислению 1651 год), также оставался на территории маяка в качестве исторической реликвии, «как средство навигационного оборудования» и для «экскурсионного посещения».
Комментарии 1