Жители Дагестана являются суннитами, но есть лезгинское село Мискинджа (лезг. Мискlин чка), жители которого являются приверженцами шиизма. Горное село на юге Дагестана - Мискинджа (на фото), расположен на правом берегу реки Самур у северного подножия горы Шалбуздаг. Мискинджа является единственным шиитским населённым пунктом на территории Дагестана.
Есть факты ясно указывающие на привнесённость шиитского элемента извне, на территорию Дагестана и следствием которого является современное положение крупного лезгинского селения Мискинджа.
В селении Мискинджа проживает примерно 4 тысячи жителей, официально действует одно медресе и пять мечетей, все они шиитского толка. Мискинджинцы несколько выделяются, на фоне других селений Дагестана, своей особой приверженностью шиизму, а молодёжь регулярно отправляется набирать заблуждений в Иран, такие шиитские центры, как Кум и Мешхед. Данный факт, несомненно, ещё больше усугубляет сложившуюся ситуацию, так как появляется всё больше людей, особенно из числа молодёжи, которые не только слепо следуют за тем, на чём застали своих отцов, но и становятся убеждёнными шиитами, готовы с пеной у рта отстаивать свою правоту и не принимают даже ясных доводов, основанных на человеческой логике. И мы просим у Всевышнего Аллаха наставить их на путь истины. Чтобы объяснить, каким же образом мискинджинцы стали ярыми последователями шиитской секты, определённо необходимо рассмотреть историю этого села, а относительно этого существуют различные версии.
Версия самих мискинджинцев звучит несколько сказочно и не правдопободно, ведь достоверно известно что имам Али ибн Абу Талиб не был на Кавказе, но по словам сельчан имам Али якобы воевал там и даже побывал в Мискинджа. Почитаем очередную шиитскую сказку: "В 11 году хиджры (!!! год смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и Ислам тогда не дошел даже до Ирана) в поселения неверных прибыл Али ибн Абу Талиб !!! - (да будет доволен им Аллах!) - и окружил эти места в течение одной недели, оттого что больше времени не было. /…/ В одном из городов [Чухура], в который Имам Али победно влез, а жители, восхищенные его могуществом, уверовали, не став сопротивляться, он женился на дочери царя этого города, которую звали Ирмийя. Она же родила от него мальчика и его назвали Камрат. Сейчас все мусульмане совершают паломничество на его могилу, потому, что он сын Али и Ирмийи, дочери их [земли]. Когда распространилась весть о поразительной победе над этим городом, сильные люди начали бояться, что он их погубит, даже находясь в своих домах. Слава Али распространилась [по горам] по земле. А Самсам собрал войско для того, чтобы оградить путь Али в свои владения, еще не зная его. Самсам поднялся с группой воинов в гору Шах и спустился к реке Шахнабад, чтобы вести слежку и поджидать Имама Али.
Мискинджинские аксакалы раньше своего правителя отправились к Имаму Али41 и приняли ислам и рассказали ему о положении в Самбуре. Имам Али отправился на встречу [хазарам] и застал их в районе реки Шахнабад. Войска Самсама находились в боевой готовности и при виде приближающихся [арабов], двинувшись на встречу Али, со всей силой нанесли удар. Первый удар Али и его войско выдержали. Началась бойня. Долго проносился среди рядов имам Али с помощью кулаков, еще не достав из ножен свою легендарную саблю - Зульфукар, на ножнах которой были выгравированы имена 300 пророков...." НО в истории приводиться, что оно было образовано в XVI веке шахом Тахмасибом I (второй шах династии Сефевидов) на месте убийства своего предка султана Джунейда. И действительно, в 1460 году на берегу реки Самур, авантюрный распространитель шиизма, главарь шиитского ордена Джунейд был убит отрядом лезгинских муджахидов. И выглядит вполне логичным, что Сефевидский шах, пользуясь тогдашней слабостью местного населения, основал шиитское поселение в качестве опорного пункта, видимо в надежде последующего распространения шиизма на территорию всего Дагестана. Однако эту версию можно лишь принять, как начало шиитской истории села, когда как его корни уходят гораздо глубже. Из известной хроники Махмуда Хиналугского (XV век) мы узнаём, что уже тогда селение Мискинджа не только существовало, но и в нём располагалось медресе. Также в выяснении более точной даты основания села, нам поможет одна из самых старейших мечетей на Кавказе, расположенная в соседнем селении Кара-Кюре. Куфические надписи, выполненные на многочисленных столбах мечети, гласили, что жители селений Кара-Кюре, Ахты, Микрах и Мискинджа оказывали сопротивление против Ирана и хазар.
Также существует множество народных преданий, что Мискинджа неоднократно разрушалась и выстраивалась заново. Всё выше перечисленное не может не навести на мысль, что изначально население Мискинджи было обращено в Ислам, как и другие соседние сёла Дагестана, с помощью давата, а в некоторых местах и с помощью меча. К началу XI века практически все населённые пункты, расположенные в среднем течении реки Самур, исповедовали Ислам и мискинджинцы были привержены тем же религиозным взглядам, что и их соседи в Кара-Кюре и Микрахе, то есть были суннитами. И так, неясным пока остаётся только один вопрос, каким же способом Сефевидским наместникам так легко удалось обратить население Мискинджи в шиизм?
Чтобы понять это, опять же достаточно взглянуть на исторические документы. Ответ мы находим в монументальном труде учёного-энциклопедиста XIX века Аббас-Кули-ага Бакиханова "Гюлистан-и Ирам", где он пишет: «Жители деревни Мискинджа (в Самурском округе) переселены сюда шахом Тахмасибом из Астрабада. Они одни в этом округе принадлежали к секте шиитов». Конкретизирующее подтверждение этому, мы находим и в книге «История Дагестана» (Магомедов, 1968 г.): «Чтобы упрочить свое влияние в Самурской долине, Тахмасиб I поселил в ауле Мискинджа 300 шиитских семей». Учитывая общий климат ужесточения Сефевидского владычества, население Мискинджи в конечном счёте или было вынуждено следовать главенствующей идеологии, либо совершить переселение в соседние селения, что более вероятно так как 300 семей, если брать среднее количество человек в расчете на семью, представляют довольно внушительную массу для того времени. Именно таким образом шиизм был насильственно занесён в эти края.
Комментарии 4