В главе “Хайей Сара” Тора говорит о нашем праотце: “Авраам состарился, вошел в лета, и Г-сподь благословил Авраама всем”. Для обозначения преклонного возраста слова “состарился” было бы вполне достаточно, поэтому мудрецы Талмуда истолковывают дополнительное выражение “вошел в лета” как оценку лет жизни Авраама: все годы его жизни были полны и совершенны.
Известно, что хоть Авраам и размышлял об устройстве мироздания с малых лет, но он пришел к познанию Творца уже в зрелом возрасте, а откровения Свыше удостоился, лишь разменяв восьмой десяток. Так как же можно говорить, что все годы его жизни были полны и совершенны?
Но дело в том, что этапы познания Б-га, через которые прошел Авраам, были результатом непрестанно прилагаемых им интеллектуальных усилий. И откровение, которого он удостоился, было наградой и за этот умственный труд, и за великие дела, совершенные им во имя обретенных убеждений. Поэтому все ранние годы Авраама, будучи подготовкой к свершениям, являются частью этих деяний и дополняют картину совершенства лет его жизни.
Мы, обычные люди, можем извлечь из этого урок и сделать нашу жизнь более полной. Даже если нам кажется, что многие ее годы были потрачены даром. Сожаление о потерянном времени – это на самом деле очень здоровая рефлексия человека, озабоченного осмысленностью своего существования.
И хотя зачастую эта мысль используется как подсознательный довод в пользу того, что "поздно что-то в жизни менять, но если человек извлекает уроки из совершенных ошибок, использует падение как дистанцию для дальнейшего разбега, а горечь о потерянном времени мотивирует его больше ценить оставшиеся годы – то это время превращается в совсем не потерянное.
Р-н Эли Коган https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/6667321
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев