Мнение дизайнера
В России много примеров того, как из ставших ненужными исторических зданий и промзон создают культурные пространства для творческих людей. Но нужно ли это Оренбургу? Эльвира Карпова, преподаватель кафедры дизайна Оренбургского госуниверситета поделилась своим мнением с корреспондентом 56orb.ru . В Оренбурге вопрос сохранения исторических зданий стоит остро. Сейчас многие из них просто разрушаются, хотя у пространств есть все возможности получить вторую жизнь. И речь не только о культуре, но и о бизнесе: вспомним историю одного из самых крупных торговых центров в регионе — МОЛЛ «Мармелад» (бывшая «Армада»). Раньше там находился еще один корпус «Шелкокомбината», который занимал 25,5 га. В 2008 году в бывших помещениях завода открыли торговый центр с 300 магазинами. Если исторические здания и восстанавливают в Оренбурге, то чаще всего их отдают под офисно-административные центры. Но что, если открыть в регионе такое пространство, где смогли бы творить начинающие художники, а представители малого бизнеса без проблем демонстрировать свою продукцию, не платя за это больших денег? Чтобы в этом пространстве можно было проводить культурные мероприятия, лекции и мастер-классы, а молодежь нашла бы для себя место отдыха и вдохновения? Об этом мы поговорили с Эльвирой Карповой, исследователем города, преподавателем кафедры дизайна ОГУ. Зданий много, а возможностей — мало Обычно для подобных целей используются большие пространства, типа бывших заводов. Одно из таких — здание электростанции на Набережной 1899 года постройки — хотели переделать под красивые коворкинг-зоны, но дальше идей это не пошло. Сейчас инспектор по охране ОКН Кристина Летяго пытается реанимировать этот проект, но что в итоге из этого выйдет, непонятно. Эльвира Карпова уверена, что в городе много мест, которые можно было бы переделать под креативные пространства. В списках — даже Гостиный двор. — Это должно быть не слишком большое здание. Зная культурную ситуацию в Оренбурге, зная, что у нас не так много людей в принципе заинтересованных в каких-то культурных мероприятиях (а такое пространство — это все-таки, в первую очередь, движ культурно-развлекательный), я понимаю, что большие площади не подойдут. Знаю, что рассматривали Гостиный двор какое-то время назад. У нас даже на кафедре дизайна студенты разрабатывали дизайн-проекты Гостиного двора, его реконструкцию и зонирование, возможности сделать какое-то арт-пространство. В культурно-историческом контексте из этого могло бы получится интересное переосмысление важного для города места, где кипела жизнь и торговали купцы. Эксперт отметила, то Гостиный двор идеально подходит по расположению, этажности, но пришлось отмести этот вариант из-за невозможности сделать большую парковку (а культурные мероприятия с большим потоком людей этого требуют). Отметим, что сейчас часть этого исторического здания восстанавливают. Что в нем сделают после реконструкции, неизвестно. Эльвира уверена, что для больших площадок в зданиях наш город еще не готов, а вот закрытые дворики идеально могут вписаться в ритм города и закрыть все «хотелки» горожан. Идеальный пример такого места — дворик «Эссен» Губернаторского музея. — Здесь акцент нужно сделать именно на внутреннем пространстве, например, двора и таких уличных площадок. То есть конкретно в плане помещений коммерческого назначения это должно быть не огромное здание, но какая-то масштабируемая история. Например, возьмем сначала какой-то небольшой комплекс помещений с дальнейшей возможностью его развивать. Потому что если это будет огромное здание, которое нужно будет сразу заполнять большим количеством бизнеса, мастерскими и творческими пространствами, не уверена, что столько людей в городе найдется. «Арт-квадрат» и «Л-52»: смотрим на опыт других регионов и окупаемость Если в Оренбурге с культурными пространствами все, мягко говоря, напряженно, то в соседних городах их активно развивают. Например, креативный кластер «Л-52» в Екатеринбурге. Это часть здания — архитектурного наследия — где всего пару лет назад была действующая больница. Сейчас там собираются музыканты, художники, проводятся мастер-классы и экскурсии, а сами помещения постепенно восстанавливают. Еще один известный пример — «Арт-квадрат» в Уфе. Это городской центр, наполненный магазинами и шоурумами, кафе и барами, смарт-офисами, ремесленными мастерскими и художественными салонами. Эльвира отмечает, что это максимально приближенный вариант к Оренбургу, потому что это тоже исторический центр, но в Уфе он просто сильнее перестроен, в отличие от нашего региона. — Квартал между несколькими улицами превратился в арт-пространство. На территории Арт-квадрата есть объекты культурного наследия: Усадьба Рябинина и Дом-коммуна, где работал чаеразвесочный завод, первый в губернии кинотеатр и обувная фабрика. Некоторые исторические здания сохранены только в пределах фасада, основная застройка Арт-квадрата — это все-таки новые здания. Все-таки стоит отметить, что история с арт-пространством, это история про деньги, причем про деньги не частных инвесторов, а про поддержку городской администрации. Часто люди думают, что достаточно просто открыть пространство, сделать там много площадок под аренду и ждать прибыли, но на самом деле это только первый шаг. И он не гарантирует моментальную окупаемость. Часто люди просто хотят прогуляться, поглазеть, нежели что-то купить. Поэтому вопрос окупаемости креативного кластера в какой-то здании в Оренбурге остается открытым. Если и создавать такое пространство, то денег на поддержку может уйти очень много. Нужно ли вообще Оренбургу большое креативное пространство? Если такие проблемы с подбором места в Оренбурге и с его окупаемостью, нужен ли вообще креативный кластер городу? Эльвира уверена, что да. — Я всегда говорила, что городу нужно молодежное культурное пространство, многофункциональное, где можно проводить мероприятия, концерты, выставки, которое совмещало в себе и гастро-историю, и историю культурную, и историю коммерческую. То есть с различным функционалом. Это нужно Оренбургу. В городе открываются новые пространства, но вот их посещаемость — большой вопрос. Сможем ли мы найти такое большое количество заинтересованных людей? С другой стороны, «Город еды» в Степном постоянно привлекает много людей, так может быть и новое большое пространство также сможет заинтересовывать и привлекать? Эльвира уверена, что городу нужно делать ставки на уличные пространства, которые как раз и станут точкой притяжения для всех.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев