Чернуха история (заключение)
В конце XIX века в Чернухе стали гореть дома. Пожары начинались в полдень. Продолжалось это бедствие долго, пока не замечен был зачинщик-поджигатель. Собрали сельский сход и поставили условие: ещё один пожар, и будешь брошен в огонь. Всё закончилось. У этого человека была пиромания. Но решения схода он испугался. Сход имел очень большую власть.
Может быть, и понятие «самодержавие» нужно переосмыслить в том плане, что всё решалось на месте, «самими».
Подобное явление отмечалось и в соседнем селе Плотинском в 1970-1971 годах, когда психически нездоровый человек несколько месяцев подряд поджигал дома в семь часов вечера.
Надо сказать, что в те далекие времена нездоровых людей было немного, основная масса имела духовное и физическое здоровье.
Нелегка была жизнь, но люди с честью прошли по ней, исполняя естественный человеческий долг. Рождались дети, передавая эстафету жизни дальше. И мы живем на свете благодаря их порядочности. На сегодняшний день мы видим картину диаметрально противоположную. В 2011 году в Чернухе закрывается школа. Население, особенно молодежь, в плену вредных привычек. Кто унаследует Чернуху и будет в ней жить? Неужели более трезвые и умные, но пришельцы?
Решить этот и многие другие вопросы предоставим читателю. Скажем только, что, если бы не умерла деревня, Российская, не развалился бы и Советский Союз. Она, матушка-деревня, покрывала все ошибки и просчёты Москвы. Сейчас важно, чтобы не забили её до конца. Но вернемся к прошлому.
Балдовы, Горбуновы, Мокеевы, Морозовы, Выбины, Михайловы, Фадеевы, Филипповы, Шавины, Лукояновы, Степановы, Киселевы, Каляпины, Пуличкины, Саунины, Сатямины, Барановы, Лабзовы, Пропадаевы, Артемьевы, Покровские, Сычевы, Шилины, Огурцовы, Дорофеевы, Игнатьевы, Языковы, Янкины, рыловы, Кузнецовы, Ганины, Морозкины, Балашовы, Люлины, Моревы, Добротворские, Лисовские, Чигожины, Макаренко, Ратобыльские, Доронины, Караваевы…
Говорили старые люди, что Лукояновы, Шавины и другие фамилии появились в Чернухе с приходом людей из других мест Нижегородской губернии. Их мог купить помещик у прежнего хозяина и поселить в Чернухе. Может, так оно и было.
Разными путями приходили люди в село. Одни приходили на время подработать здесь пастухами, другие делать валяную обувь, назначались священниками в храм. Многие навсегда связали свою судьбу с селом. Всех их приняла Чернуха, всем пришлась она по нраву.
Интересна история появления фамилии Морозкиных. В начале XVIII века в Чернухинское поместье привезли повара из Польши (после третьего раздела Польши между Австрией, Пруссией и Россией). Стояла морозная погода, за долгую дорогу поляк очень озяб. Не мудрствуя лукаво, помещик нарёк его Морозкой. Морозко прижился в Чернухе. Женился и дал начало Морозкиным. Многие из Морозкиных были барскими поварами. Впоследствии при переписи населения им эту фамилию переделали. Они стали Морозовыми. Унаследовали Морозкины-Морозовы от предка небольшой рост и тучность фигуры.
Многие фамилии исчезли навсегда. Война 1941-1945 годов вычеркнула из списка всех Пуличкиных, Огурцовых, позднее Усановых. От последних осталось лишь название съезда.
Много рассказов можно было услышать о физической силе чернухинцев. Дорофеев Алексей Иванович обладал большой физической силой, но, как все сильные люди, имел спокойный, покладистый характер.
Сильными людьми быи Лукояновы, Мокеевы. Они могли в некоторых случаях заменить лошадь, если она не тянула воз.
Своеобразно праздновали окончание весенних полевых работ: брали по три литра (по четверти) водки на брата, уходили в Талачанский овраг, садились по разным склонам и ходили друг к другу «в гости», пока не кончалась водка. Приходили домой «выпимши». Трудно себе представить, что было бы с современным мужчиной после трёх литров «сорокаградусной».
Иногда, на Масленице, сходились подраться «по чести».
Естественно, что таким людям достойных соперников не было, да и знали остальные, что можно оконфузиться.
Так и произошло с одним приезжим человеком, который решил «во хмелю» показать свою удаль молодецкую. Взял его А.И.Дорофеев за ремень левой рукой, правой снял с него брюки, и одной рукой забросил «удальца» в крапиву со словами: «Вот там и дерись, мил человек». Большой силой обладали и внуки Алексея Ивановича Степанов Александр и Дорофеев Юрий. Играючи крестились они двухпудовой гирей. Отличался недюжинной силой Сычев Виктор Михайлович.
Естественно, имел такой человек природный дар работать за пятерых.
Были в Чернухе и одинокие люди, бобыли и бобылки – те, кто не нашел себе пары в жизни по разным причинам. В память о них осталось название части леса «Бобыльский овраг». Почему, по какому случаю появилось это название, никто уже не помнит.
Много новых фамилий появилось в 90-х годах XX века, когда после распада Союза в Чернухе поселились беженцы из ближнего зарубежья.
Много чернухинцев покинуло село после войны, потому что заработки в колхозе были нестабильными. Уезжали в леспромхозы за Волгу. Особенно интенсивно уезжала молодежь. Уезжали в республику Коми, на Алтай , в Западную Сибирь, на Дальний Восток, в Калининград, в Лысково, в Нижний Новгород.
Издавна славилась Чернуха своими традициями и высокой культурой населения. Хорошо в этом направлении поработала церковь, при которой действовал певческий хор. Видные композиторы писали свои произведения для церковных хоров. Здесь проявили себя многие Чернухинские таланты. После закрытия храма хор действовал при клубе, занимал ведущие места в районных смотрах самодеятельности.
С 20-х годов прошлого века вел работу драматический кружок. Ставили пьесы А.Островского, произведения советских авторов. В работе кружка принимал активное участие учительский коллектив школы. Постановки этого кружка проходили при полном зале. Лысковчане также удостаивали своим вниманием выступления чернухинцев в райцентре.
Активными драмкружковцами были учителя Шавин Александр Сергеевич, Доброзракова Ольга Сергеевна, Матерова Татьяна Николаевна, а также жители села Шилина – Лисовская Евдокия Николаевна, Горбунов Сергей Алексеевич, Люлин Борис Степанович, Выбин Сергей Михайлович, Степанов Александр Васильевич, Степанов Иван Афанасьевич и многие другие. Руководил работой кружка Ключев Варлаам Александрович, заведующий клубом. Длительное время руководил работой клуба Дорофеев Юрий Сергеевич.
«Важнейшим из искусств для нас является кино», – так сказал в свое время В.И.Ленин. с середины 30-х годов в жизнь людей прочно вошел кинематограф.
Кинопередвижки были основным средством доставки кинокартин в деревни и села. Нужно было доставить аппаратуру, киноленту в банках и бензиновый движок. Доставлялось все это на лошади. Вывешивалась афиша, и все ждали вечера.
Показывали «Путевку в жизнь», «Чапаева», «Кубанских казаков», «Свадьбу с приданым», «Бродягу». Особенный ажиотаж вызывал показ немецкого трофейного фильма «Тарзан».
Всеми доступными и недоступными путями (вплоть до подкопа) мальчишки старались попасть в клуб, так как билет стоил два рубля пятьдесят копеек до реформы 1961 года. Такие цены были не по карману. Особо одаренные рисовали билет на тетрадной обложке, и контролер не мог, а может быть, и не хотел видеть подделку.
Народа в клуб набивалось много, даже пол был весь занят зрителями. Зрители были и на сцене, по другую сторону экрана, но это их не смущало. Проникали в зал и во время смены частей фильма, так как проектор был один.
Если фильм шел с обрывами или показ не ладился, в зале кричали: «Сапожник!» Кому в зал пробиться не удавалось, старались навредить: кидали в движок снегом, и он останавливался; или что-то другое делали, чтобы сорвать кино.
Фильмы воспитывали чувство патриотизма, имели большое положительное воздействие на людей.
Перед фильмом показывали политический журнал «Новости дня», в котором отражали жизнь страны.
Военные фильмы, особенно «Звезда», пользовались большим успехом у ребят, а главный герой разведчик Мамочкин в исполнении Н. Крючкова служил примером для подражания.
Фильмы «Простая история», «Чужая родня», «Дело было в Пенькове», «Ссора в Лукашах» показывали непростые проблемы деревни.
Песни из фильмов шли в жизнь.
Давно работает в Чернухе библиотека. Началась она с избы-читальни в те же 20- годы, и барские книги были в ней первым фондом.
Вспоминается летний праздник Иванова дня 7 июня. Съезжались многочисленные родственники. Во второй половине дня все собирались в парке , «в саду». Какие только песни не звучали! Старинные перемешивались с советскими. А некоторые песни с экрана шли в жизнь. «Ой, цветёт калина», «Каким ты был…», «Огней так много золотых на улицах Саратова».
Прямо с радиоэфира в 1957 году стали петь «Подмосковные вечера». В парке собиралось до тысячи человек, приезжал из Лыскова буфет с «морсом». Играли гармони, пели, плясали до утра. Три дня подряд звучали «в саду» песни «У меня под окном расцветает сирень»… Она цвела в те годы в конце мая и в середине июня. «Над озером чаечка вьется».. Многие песни сейчас забыты.
Десятого июня разъезжались гости и утихал «сад» до следующего года. Думалось, что так будет всегда. Но к 60-м годам пошел праздник на убыль, и сейчас тихо в «саду». Почти все певцы спят вечным сном.
Поющее было село! Пели, пели вдовы, потерявшие на фронте мужей, пели, забыв, как зимой отнимали у них топоры, рубили санки, гнали из леса, не давали взять сухой палки на обогрев жилища. А на лесника какая обида? Пожалей он их, и ему несдобровать. Не щедра была власть на жалость. Считалось, что унижает она человека. Жалеть можно было негров в Америке да других обездоленных в мире… Не пройти сейчас по лесу – валежнику кругом глазом не окинуть! И поневоле вспоминаются те, кто уходил отсюда со слезами на глазах.
Сейчас многоумные головы гадают, куда пропала деревня? Да её вытоптали, думая, что конца ей не будет, а он неожиданно пришел.
А какие люди здесь жили! Мастера великие, каких сейчас и не найти. Было в селе «сделать жизнь с кого». Все-таки мастера видно по его жилищу. Став взрослыми, мы поняли, сколько труда и терпения вкладывал мастер в свои изделия.
Из всех домов села выделялся дом Балдова Григория Васильевича. Истинно русской былинной красоты был человек. Сам не сквернословил и терпеть не мог сквернословов. Наставлял своих детей и односельчан: «Взялся за работу – не фальшивь!» Многих обучил он секретам токарного и столярного дела. Впервые в округе изготовил самодельный велосипед. За добрый нрав и порядочность служил барским кучером у Зыбиных.
Сычёв Василий Степанович был столяр –краснодеревщик и токарь по дереву. Обучил этому своих детей и внуков. Был учителем в школе столяров. Его сын Николай Васильевич Сычёв был бессменным незаменимым механиком на мельнице и на силовых установках, имел изобретательский дар. Мог изобрести и изготовить практически любое устройство для облегчения труда.
В 1938-39 годах для колхоза была приобретена силовая установка – одноцилиндровый двигатель- нефтянка. Вместе с ним была доставлена динамомашина и распредстанция. Сделали проводку- воздушку, провели провода в домах. С конца октября по май в Чернухе зажигалось в домах электричество. Загоралось оно в пять часов вечера, а в 23 часа 30 минут после условного сигнала выключалось. Так продолжалось до 1959 года, когда в Чернуху стала поступать электроэнергия с ГЭС. Двигатель был очень капризным подшипники скольжения заливались и подгонялись а примитивных условиях., но сбоев в работе не было.
Электрическое освещение было единственным на всю округу, кроме Лыскова. Заведовал электрохозяйством Николай Васильевич Сычёв.
Кроме того, в Чернухе было радио. Сычёв Сергей Борисович отвечал за его бесперебойную работу. Тогда радио играло большую роль в жизни людей.
Использование этих технических достижений того времени говорит о том, что в Чернухе уже была техническая элита. Словами благодарности нужно вспомнить Мокееву Анастасию Ивановну. Она, не имея образования, лечила всей округе вывихнутые суставы и владела этим умением в совершенстве.
Из умельцев выделялся своим мастерством Морев Александр Николаевич, столяр-универсал. Диапазон его возможностей удивлял размахом. Делал мастер мебель, применяя при токарных работах люнет. Работал он на самодельном токарном станке, делал лыжи для школы.
Много односельчан обучили умельцы мастерству, дали возможность зарабатывать. У них учились И.С.Морозов, И.И.Шавин, С.Н.Балдов, А.В.Шавин, М.А.Пропадаев и многие другие. Основательные были люди, «соль земли русской». Как за каменной стеной жила за ними Чернуха!
Много учителей работало с начала основания церковно- приходской и земской школ до открытия в 1936 году семилетки и до наших дней.
В 50-х годах прошлого столетия школа работала в две смены. Были параллельные классы, правда, кроме чернухинцев, учились дети из окрестных школ и деревень. В этих деревнях были только начальные школы. Сейчас начальных школ давно нет, да и сами деревни на грани вымирания. Этот процесс начался уже давно, потому что молодежь покидала село в поисках более удобной жизни. Остаётся только вспоминать те «годы чудесные».
До конца дней проносит человек память о тех, кто его учил. Старшее поколение часто вспоминает свою учительницу Покровскую Надежду Львовну. Навек остался в памяти Покровский Лев Николаевич, который не вернулся с войны.
Из мужчин после войны в школе работали Степанов Александр Васильевич и Макаренко Герасим Васильевич. Они вели физкультуру и военное дело.
Орденом «Знак Почёта» была награждена в 1949 году за педагогический труд Покровская Надежда Львовна. В 1950 году ей одной из первых в районе было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР».
В 50-х годах в школе трудились Морозова Анна Александровна, Матерова Татьяна Николаевна, Морозов Иван Сергеевич, Семагин Григорий Дмитриевич, Чугрова Нина Алексеевна, Филиппова Валентина Николаевна, Шавин Александр Васильевич, Добротворские Дина Ивановна и Владимир Николаевич, Люлина Людмила Сергеевна, Шавин Александр Сергеевич.
В 60-е годы пришли Лукояновы Юрий Владимирович и Валентина Александровна, Чугров Николай Константинович, Скородумова Нина Алексеевна, Мажухин Владимир Александрович, Сычева Тамара Андреевна, Сыромятникова Валентина Дмитриевна, Горшков Сергей Ефимович, Горшкова Татьяна Вячеславовна, Владимирский Сергей Вениаминович, Каляпин Петр Иванович, Матеров Анатолий Семенович.
Завхозами в школе работали Морозов Александр Андреевич, Степанов Александр Иванович.
Долгое время в школе работали техническими работниками Шавина Глафира Ивановна и Шавина Юлия Ивановна. В их обязанности входили: распиловка и колка дров, топка печей, доставка и нагрев воды (воду носили из-под горы с Сельского ключа), мытье полов, дача звонков, расчистка снега.
Широкую общественную работу вёл Добротворский Владимир Николаевич. Благодаря его стараниям в 1989 году пришел в Чернуху природный газ.
Много учителей трудилось в Чернухинской школе за долгие годы её существования, список их занял бы не один лист. Пусть нас простят те, чьи фамилии не упомянуты.
Директорами школы были А.С.Шавин, Н.М.Немцов, В.В.Михайлова, И.К.Дрожжин, К.В.Клопская, В.М.Ширгин, А.А.Калитьева, В.И.Добротворский, М.П.Груздев, Ю.В.Лукоянов, Н.Г.Лапшина.
В 1970-80 годах в школе работали Н.П.Соловьева и А.В.Ермакова.
В 1990-х и начале 2000-х трудились Н.А.Лисовская, Л.Г.Борисова, Н.П.Лукоянова, В.Д.Гудков, И.Н.Андреев, Н.П.Храмов, Л.С.Федоровская, А.В.Тропин, Е.А.Евстигнеева, С.А.Витова, А.Я.Лисовский, Н.В.Суркова, С.Н.Юлина, А.Ю.Лукоянов, О.А.Лисовская, О.В.Лапшина.В числе выпускников школы много выдающихся людей: профессор, доктор исторических наук Владимир Петрович Фадеев; профессор академии имени Гагарина, доктор технических наук Николай Сергеевич Выбин; спикер Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Борисович Люлин; сотрудники авиафирм Александр Вячеславович Караваев, Владимир Евгеньевич Семенов; инженер-машиностроитель Евгений Иванович Артемьев и многие другие.
Госсортоучасток.
В тридцатые годы XX века в Чернухе был образован государственные сортоиспытательный участок. Он занимал территорию в 80 гектаров и находился в 1 км к востоку от Чернухи. Его возглавили супруги Караваевы Вячеслав Григорьевич и Галина Константиновна.
Само название участка говорит о задачах, которые ставились перед его руководителями и сотрудниками – сортоиспытательная и селекционная работа. Здесь испытывались и рекомендовались к выращиванию зерновые, зернобобовые культуры, травы. Данный процесс требовал точности и аккуратности. В основном превалировали конно-ручные работы.
До 1960 года обмолот совершался при помощи конохода. Сев делянок производился конными орудиями, а уборка – с помощью серпа и косы. Итоговые данные отсылались в ВАСХНИЛ.
В 1970 году заведовать сортоучастком стали супруги Доронины Валерий Иванович и Любовь Васильевна. Они руководили участком до его закрытия в 90-е годы.
В последние годы работы для обработки земли и уборке урожая применялась техника. Трактор и комбайн значительно облегчили труд сортоиспытателей. Однако до последних дней работы без ручного труда было не обойтись при прополке делянок, взятии проб с полей в зимнее время и подсчёте результатов зимовки растений.
Долгое время существовал склад для хранения инвентаря и крытый ток. В начале XXI века всё пошло на слом.
За время существования этого предприятия здесь ежегодно проходили практику начинающие агрономы.
Длительное время на сортоучастке трудились супруги Морозовы, Шилины, Н.И.Балашова, супруги Афанасьевы и Киселевы. В период ручной прополки привлекали детей.
Колхоз просуществовал в Чернухе около тридцати лет, с начала 30-х годов XX века до 1963 года. Много чернухинцев за это время покинули родное село в поисках своего места в жизни.
С 1963 года Чернуха была включена в состав совхоза «Друг крестьянина».
В разные годы председателями колхоза были Григорий Иванович Баранов, Александр Федорович Степанов, Александр Васильевич Чигожин, Михаил Иванович Шалаев, Константин Анемподистович Лукоянов, Борис Михайлович Горбунов, Александр Васильевич Сычев.
Дать историческую оценку такой организации, как колхоз, предоставляется читателю.
Вот диалог с теми, кто в свое время работал в колхозе, потом уехал в город, а недавно вернулся домой уже пенсионером:
– Как мы работали в колхозе, на работу с песнями ходили! Как было хорошо!
– Почему же вы уехали в город?
– Да потому, что не платили ничего!
Вот и получается, что «умом Россию не понять».
Вспоминаются все те, кто держал колхоз буквально на своих плечах, мирился с мизерной платой за труд. Вечная им память и слава!
Особенно тяжело приходилось женщинам-трактористкам Дарье Васильевне Князевой, Елизавете Николаевне Сафоновой, Марии Фадеевой. Очень трудной была их работа, трактор СТЗ – колесник требовал много ухода. Перетяжку подшипников мотора приходилось делать через каждые десять часов работы. На всех ветрах и дождях работали они на этих машинах – не было на них кабин. Рулевое управление было тяжёлое, приходилось напрягать все силы, чтобы сделать поворот.
Впоследствии появились другие машины, но с каждым годом приближался конец коллективным хозяйствам, и в конце 90-х с приходом новых хозяев всё развалилось.
Здравоохранение.
История села будет неполной без упоминания тех, кто стоял на охране здоровья чернухинцев. Больницу в начале 1930-х годов разместили в здании бывшей столярной школы. Здесь впоследствии находились родильный дом а фельдшерский пункт. Родовспоможение оказывалось как жительницам Чернухи, так и окрестных населенных пунктов. Рождаемость в те годы была высокой. Родильный дом функционировал до 50-х годов прошлого века.
Заведовали больницей Шемаруллина – Покровская Тамара Павловна. В 50-х годах её сменила Морозова Глафира. В конце 50-х годов заведующей стала Белова Тамара Павловна. Санитаркой работала Киселева Антонина Константиновна.
В 60-х годах остался только фельдшерско-акушерский пункт. Им заведовала долгие годы Шахляева Лидия Михайловна. Затем там трудилась Смирнова Нина Ивановна. Сейчас ФАПом заведует Гуськов Александр Евгеньевич.
Раньше были слухи о том, что в Чернухе одновременно существовали две церкви, старая деревянная и новая кирпичная. Деревянная будто бы находилась в верхней части парка, а потом или сгорела, или её разобрали. Сведения эти, очевидно, были небезосновательные.
Поскольку новая кирпичная церковь строилась десять лет, не могло быть такого, чтобы село не имело церкви. Можно предположить, сколько священнослужителей сменилось за такой длительный срок, какую важную работу по нравственному направлению они проделали.
Всю историю России светская власть тесно взаимодействовала с властью духовной, государство от этого только выигрывало. Вера, Царь, Отечество были тремя столпами, на которых держалась Россия.
Государственный флаг России – триколор – имеет доминирующий над синим и красным белый цвет, цвет Веры. Патриарх имел власть высшую, царь был обязан учитывать и считаться с мнением отцов церкви. Это имело огромное значение Россия сохранила себя, пройдя через череду тяжких испытаний, сберегла свою самобытность и культуру.
«Другим путем» пошла Советская власть, отделив церковь от государства. За правду был репрессирован и уничтожен Патриарх Тихон, начали разрушать храмы, преследовать за веру, репрессировать и уничтожать священников.
В тридцатые годы в Лысковском районе было арестовано и расстреляно 33 служителя церкви, из них 31 священник.
Сведения о священниках Чернухинской церкви неполны и отрывочны.
В 1918 году в Чернуху был назначен священником Покровский Николай Михайлович. Он был человеком широкого кругозора и эрудиции, окончил Императорский Московский Археологический институт. Служил в чине священника один год, пользовался большим уважением и любовью прихожан. Умер в возрасте тридцати пяти лет от тифа.
Дьяконом церкви был Масалитинов Павел Павлович. В 20-х годах стало ясно, что церкви новая власть будет закрывать, так как кое-где активисты стали проводить усиленную атеистическую пропаганду среди прихожан. В моду вошли так называемые «безбожники». Трудно было видеть моральный развал, который выдавался за «освобождение от религиозных заблуждений».
В это опасное время священником церкви был Анфимов. Впоследствии его сыновья стали видными специалистами . Виктор стал инженером, Борис врачом, известным в стране. Интерес к медицине у Бориса был заложен с детства. Часто Борис с моим дедом ходили на охоту. Добытый заяц был для моего деда просто добычей, а Бориса интересовала его анатомия. Он начинал препарировать зайца немедленно.
Анфимов был последним священником. В 1937 году стали массовыми репрессии против священников. В 1939 году сняли колокола и начали разрушать само здание храма.
Читатель! Мы с вами ознакомились с селом и поняли, что его история – это история всей России. Что делать? Нам выпала доля регулярно переживать смутные времена. Беда в слишком большой доверчивости и легковерности русского народа. Он не всегда помнит о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Но и миру от нас польза великая. Мы показываем всем народам, как делать не нужно.
Отдаем долг памяти и уважения всем, кто когда-то жил в Чернухе, кто донес до нас её красоту и очарование.
Слава тем, кто сейчас живет в ней и благоустраивает село.
Мы отдаем долг уважения Люлину Евгению Борисовичу. Его стараниями построена дорога по улице Ярмарочной. Улица построена в 1924 году, и только спустя восемьдесят один год по ней стало возможным проехать.
Обновлен и восстановлен памятник погибшим на войне 1941-1945 года.
16 апреля 2010 года начались строительные работы на церкви.
Большую помощь в благоустройстве села оказывает глава района Сергейчев Николай Юрьевич.
Если «в Россию можно только верить», давайте поверим в неё, будем беречь и приумножать славу нашей малой Родины – Чернухи!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7