Пиком развития «универсалостроения» считаются семидесятые годы в СССР. Новые модели с таким кузовом появились и у ГАЗ. Ходовой прототип с 4 фарами был готов в 1966 году. И уже осенью 1967 года началась сборка первых машин ГАЗ-24. Производство отложили из-за международной напряженности (завод стал усиленно производить технику для армии). В конце 1972 года приступили к выпуску модификации универсала на базе этого автомобиля, получившей индекс ГАЗ-24-02.
Испытания универсала прошли весной-летом 1970 года. В машине присутствовали три ряда сидений на 7 мест, два задних ряда складывались, образуя площадку для перевозки грузов. В угоду этой функции пришлось упростить конструкцию задних сидений, в результате снизилась их комфортабельность. А вот запасное колесо и инструмент хранились в специальном отсеке, расположенном под днищем багажника.
Доступ к нему осуществлялся через люк находящийся за пятой дверью. Это решало давнюю проблему универсалов: отныне менять колесо можно было, не разгружая багажник, при этом колесо оставалось чистым, потому что находилось не на внешнем подвесе, а в отсеке.
Максимальная скорость ГАЗ-24-02 была 140 км/ч, но динамика – не главное достоинство этой модели: разгон до сотни составлял 21 секунду.
Снаряженная масса составляла 1550 кг, полная – 2040 кг. ГАЗ-24-02 был оснащен двигателем ЗМЗ-2401, мощностью 95 л.с. или 85 л.с., рассчитанный на бензин либо АИ-93, либо АИ-76. Дефорсированный вариант мог быть более выгодным – «семьдесят шестой» бензин было проще достать.
Объемы производства всех модификаций ГАЗ-24-02 составляли около 5000 автомобилей в год. На жаргоне тех лет такую машину называли «сарай», купить частникам было практически невозможно. Такие автомобили свободно продавались в магазинах системы «Березка», где можно было купить за валюту, предварительно обменяв на чеки.
Такую машину могли приобрести известные люди в стране. После ГАЗ-22, ГАЗ 24-02 приобрел Ю.В. Никулин. Впоследствии, даже долго эксплуатировавшиеся ГАЗ 24-02 очень ценились, и те счастливчики, кому удалось купить такой автомобиль, ездили на них десятилетиями. Львиная доля таких универсалов шла в таксопарки страны.
Предполагалось, что автомобиль будет востребован населением для перевозки среднегабаритных грузов.
Несли свою службу универсалы в качестве карет скорой помощи. С 1975 года начался выпуск санитарной модификации ГАЗ-24-03. В этой модификации салон со спецоборудованием отделялся от передних сидений металлической перегородкой с раздвижным окном. Автомобиль был приспособлен для перевозки одного лежачего больного и двух сопровождающих, для чего был оборудован выдвижными носилками.
В медицинском отсеке был установлен дополнительный отопительный прибор под настилом пола, на крыше - светящийся указатель, на правой стороне кузова у передней форточки - фара-искатель. Автомобиль использовался для оказания неотложной помощи больным и для выезда врачей на дом. Из-за нехватки машин на станциях скорой помощи, некоторые санитарные универсалы ГАЗ-24-03 поступили на линейную службу «Скорой медицинской помощи», в результате чего они приобрели соответствующую спецокраску с красными полосами, радиостанцию и синий проблесковый маячок со спецсигналом.
«Волги» – универсалы использовались в советской милиции, в качестве оперативных и патрульных машин в Госавтоинспекции. Некоторые универсалы эксплуатировались как штабной автомобиль в пожарной охране. Часть универсалов ГАЗ-24-02 эксплуатировались в службе аэрофлота в Министерстве Гражданской авиации. Была создана специальная машина сопровождения самолётов типа «Эскорт», основной задачей которой было оперативное управление движением самолетов на аэродроме.
С 1974 года ГАЗ-24-02 «Эскорт» мелкосерийно выпускался силами опытного завода гражданской авиации №408 в Москве. Всего было выпущено 39 экземпляров, которые поступили в крупные аэропорты СССР. Автомобили также отправляли на экспорт, как в Восточную Европу, так и Западную. В связи с этим была создана специальная модификация ГАЗ-24-77. Отличие было лишь в дизельном двигателе Пежо Инденор. На данной версии импортерами были нанесены шильдики на английском языке Volga. В будущем на смену ГАЗ-24 пришел ГАЗ-3102, универсал на базе этой модели получил индекс ГАЗ-31022.
Еще один знаковый универсал своего времени ГАЗ-13 С «Чайка». Они производились по заказу 4-го управления Минздрава СССР. Их производили на заводе РАФ, вернее перестраивали вручную готовые седаны «Чайка». Причём каждая модель отличалась друг от друга деталями. Предназначались они для службы «Скорой помощи». Но перевозили, вернее, госпитализировали не простых граждан, а членов Политбюро ЦК КПСС. Впоследствии стали выпускать ГАЗ-14 С универсал.
Также он шел под индексом ГАЗ-3902. В народе такие универсалы называли «Черный доктор».
С окончанием советской эпохи ушли в прошлое сначала правительственные универсалы, а затем и рядовые модели «Волги». Причин было несколько – от уничтожения документации в рамках «борьбы с привилегиями», до падения интереса к автомобилям в таком кузове вообще в мировом масштабе. Теперь универсалы от ГАЗ – это ценные машины для любителей марки, экспонаты музеев и часть большой автоистории. Популярны универсалы от ГАЗ и как масштабные модели – к публикации приложены фотографии таких моделей из коллекции Д.Д. Устинова. Часть его коллекции представлена в выставочном павильоне «Гараж СССР. Ретромототехника» на новой выставке из серии «Слово коллекционеру».
✍ Автор публикации - младший научный сотрудник отдела выставочных павильонов Ленинского мемориала Альберт Юрьевич Ляхов
#ленинскиймемориал
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев