– Над этим вопросом, наверное, в своё время задумался «мужицкий царь» — так называли Павла Петровича Первого, процарствовавшего на российском престоле четыре года, четыре месяца и четыре дня. Павел Петрович Первый, хотя о нём мемуаристы из круга екатерининских вельмож пишут без особенной симпатии — большинство из них были масоны и смотрели на русскую историю, как на придаток европейской, — а народ любил Павла Петровича за то, что тот повелел сделать в Зимнем дворце окошко на низком уровне, и всякий мог челобитную передать государю. И тот читал по ночам все эти жалобы и апелляции. Так вот, Павел Петрович Первый был тем государем, который учредил священству носить кресты на груди. Например, в греческой современной традиции на Афоне вы часто затруднитесь в том, чтобы отличить диакона и священника вне службы, потому что батюшки не носят кресты. Вот для нас считается замечательным событием, если вы получите к рукоположению или к юбилею Павловский Крест — это серебряный, из чистого серебра, крест с изображением Спасителя распятого, а с обратной стороны там мы найдём характерную печать, пробу «Установлено в царствование благочестивейшего императора государя Павла Первого. 1798 год». И с тех пор русское священство с сияющими на груди крестами видно издалека.
Что касается богослужения, то здесь нам помогут эти самые артикулы богослужебных одеяний. Мы упомянули о символе ангельского крыла — ораре, который неизменно украшает одеяния, богослужебные ризы диакона. У священника вместо этого ораря мы увидим епитрахиль — длинную ленту с вырезом на шее. Лента символизирует овечку, которую добрый пастырь, возлагая на плечи, относит к Небесному Отцу. Эта лента, епитрахиль, по существу представляет собойсшитый вдвое орарь диакона и говорит как раз о второй степени священства.
Когда мы каемся в наших согрешениях и священник вместе с нами молится, то возлагая епитрахиль на главу, он сверху знаменует вас крестом и свидетельствует о том, что ваши грехи милостью Божией разрешены и очищены.
Ну и, конечно, фелонь — фелонь, или священническая риза. Русская риза имеет такой высокий воротник, у греков фелонь лежит прямо на плечах. Облегает она со всех сторон священника в знак того, что Божья благодать восполняет его ограниченность и немощи. Со спины на фелони всегда можно рассмотреть в верхней части равновеликий, четырёхконечный крест, а внизу это восьмиконечная звезда — октаэдр, который считается символом Вифлеемской звезды.
У алтарника нет ораря вот этого на плече. Кстати, когда появляется в алтаре епископ, то всегда ему соприсутствуют иподиаконы — помощники. У них, кстати, можно увидеть орарь, крестообразно на груди располагающийся. И иногда хочется подумать, что это диакон, но необязательно. Посвящение в чтецы даёт право облекаться в этот орарь , но диакон носит орарь уже на плече, во время богослужения поднимает его на уровень головы своей. А что касается стихаря, то совершенно с вами согласен. Помню, как студентом университета я на Пасху ожидал начала богослужения, и мне вдруг предложили поучаствовать в крестном ходе, облекли меня в этот стихарь белоснежный... И у меня настолько изменилось внутреннее состояние сердца, прямо раскрылись крылья за спиной.
И я именно тогда понял, что теория Дарвина о происхождении человека из обезьяны — это наглая ложь. Представьте себе, стихарь как будто освободил меня от этих идейных антропологических заблуждений, потому что осматривая себя с ног до головы, я видел, что мне гораздо ближе ангелы, чем краснозадые макаки.
#Протоиерей #АртемийВладимиров
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1