Да будут светильники ваши горящими...
У святого апостола Петра есть запоминающиеся слова о том, как пред Богом многоценны потаённый сердца человек и нетленная красота кроткого и молчаливого духа... Эти качества, мне кажется, являются определяющими как в деле словесного служения людям, так и в самом общении с ними. «Сердце сердцу весть подаёт»... Вот прозрение нашего необыкновенно чуткого русского народа о незримом общении душ! Не будем забывать: видит, говорит, действует душа, именно она являет себя чрез тело с его многоразличными способностями.
Всё, нами телесно совершаемое, одухотворено бессмертной и разумной душой. Слова и поступки – производные трёх сил души: разума, чувств и воли. Последние, в свою очередь, находятся в зависимости от человеческого духа, состояние которого определяет нравственные качества личности. Сокровенная молитва, мысленное призывание Господа Иисуса Христа, покаянное припадание к Его стопам, благодарственная песнь Его величию и прошение о милости Божией – суть достояние нашего духа. Прилежно молящийся человек ощущает благотворное изменение в собственной душе. Светлеет мысль, умиряется сердце, высвобождается из-под гнёта суетных пожеланий воля. Благодать, посредством молитвы осеняющая ученика Христова, всё упорядочивает и благоукрашает в его внутреннем мире. Вот исходная точка, вот нравственное основание внешнего служения христианина!
Что корабль с поднятыми парусами, при попутном бризе выходящий из гавани в открытое море, то «муж благий», готовящийся после временного уединения войти в общение с людьми, которые ожидают от него пользы и назидания. Пусть тайно молящийся человек и ничего не скажет в обществе, пусть лишь слушает и созерцает происходящее – Бог так устроит, что окружающие Его не останутся без прибытка. Аще кто благочестив, у того и лице цветёт, – говорит премудрый царь Соломон. Сущая правда! Молящийся духом необыкновенно прекрасен... Самое невыразительное лицо, с неправильными чертами, чудно преображается и одухотворяется в час молитвы. Неземной покой в очах, с трудом определяемая словом светлость лица, его приятность и приветливость, которые проявляются в тёплой, хотя и скромной улыбке, участливость к ближнему во всяком жесте и движении – вот далеко не полный перечень достоинств внимательно молящегося собеседника.
Молитвенный дух всего более даёт обнаружить себя в разговоре. Слово такого человека всегда с благодатью, приправлено солью и доставляет назидание слушающим.
Это слово, как правило, бывает ровным и взвешенным, его темп чужд порывистости и судорожности, интонации спокойны и мелодичны. Молитвенно произносимое слово имеет замечательное свойство проникать в самую глубину совести, подобно зерну, падающему в хорошо разрыхлённую землю. Разумеется, всё сказанное отнюдь не означает, что каждый из нас не должен много трудиться, с целью сделать своё слово простым и ясным, тёплым и прекрасным.
Люди черпают неизъяснимое удовольствие для себя в общении с молитвенно настроенным христианином. «И верится, и плачется, и так легко, легко» бывает на душе в час встречи с человеком, для которого постоянная молитва стала воздухом, наполняющим сокровенные просторы души. Участники такого собеседования признаются, как непроизвольно меняются образ и качество их мыслей: уходят из сознания худые помыслы и недостойные мечтания. Сами собою растворяются без остатка тревога, досада, огорчения... Часто множество беспокоящих ближнего вопросов куда-то исчезают, оставляя вместо себя непривычную тишину и внутреннее радование сердца...
Не о сердечной ли молитве прикровенно говорит Господь в обращении к Своим ученикам: …да просветится свет ваш пред человеками, яко да видят ваши добрые дела и прославят [люди] Отца вашего Небеснаго?..
Главное – в том, чтобы, вступая в общение с ближними, нам не растерять мало-помалу молитвенной сосредоточенности души, не рассеяться попусту, уклонившись в многословие, тем паче в осуждение. Сохранить в себе «душу живую» сможет только тот, кто одушевлён стремлением служить людям и говорить им единое на потребу; тот, кто многолетним навыком приобрёл искусство «ходить пред Богом», то есть находиться в Его присутствии и среди многолюдства. Древние сказания говорят нам о мужах высокой жизни, которые и в словесном служении сохраняли священную тишину сердца, не нарушали «иси'хии» при деятельном служении людям. Безусловно, это недосягаемая высота добродетели. Однако разве грех – стремиться к ней или, по крайней мере, печалиться об её отсутствии?..
#Протоиерей #АртемийВладимиров
Отрывок из книги «Искусство словесного служения»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев