О равноапостольной Нине сохранилось достаточно много биографических сведений[1]. Некоторые из них подкрепляют друг друга, некоторые разнятся. Если сопоставить их все, то событийная канва её жизни будет приблизительно следующей.
Равноапостольная Нина родилась около 280 года в каппадокийском городе Коластры. Она происходила из знатного римского рода: её отец Завулон, по преданию — дядя великомученика Георгия, пользовался расположением императора Максимиана (†310), а мать Сусанна доводилась сестрой Иерусалимскому патриарху.
В двенадцать лет святая вместе с родителями пришла в Иерусалим. Здесь по общему семейному согласию Завулон стал пустынножителем, Сусанна была поставлена диакониссой в храме Гроба Господня, а Нина передана на воспитание благочестивой старице Ниофоре, которая обучала отроковиц из христианских семей основам веры и готовила их к тому, чтобы служить при храме.
Во время гонений императора Диоклетиана (245–313) и кесаря Галерия (250–311) Нина вместе с другими женщинами-христианками покинула Иерусалим и отправилась в Иверию.
Из житийной литературы известно, что её спутницы приняли мученическую смерть в Армении[2]. Сама равноапостольная Нина чудом избежала смерти и ок. 310 года достигла города Мцхеты — столицы Иверийского царства.
Источники указывают на то, что святая стала пленницей иверийцев[3]. Возможно, её захватили в плен по прибытии в иверийскую столицу, а возможно пленили ранее, во время пребывания в Армении, а после доставили в Мцхету. Некоторые исследователи полагают, что наименование “пленница” — всего лишь формальность[4]. В пользу данного утверждения говорит тот факт, что святая жила в уединении в маленькой хижине, построенной специально для неё.
Необычный распорядок жизни пленницы-христианки удивлял иверийцев: она была воздержанной, каждую ночь возносила молитвы Богу. Соседи часто приходили к ней с вопросом: для чего всё это? И равноапостольная Нина рассказывала им о своей вере, о Том, к Кому она обращалась в ночных молитвах. Так совершалась её проповедь.
Её просили о молитвенной помощи, и по молитвам святой происходили чудеса. Они привлекали внимание множества людей. Послушать о Христе приходили с разных концов Иверии, и многие приходящие крестились.
В 324 году иверийский царь Мириан (†265–†342 гг.), потрясённый чудесами, совершавшимися по молитвам равноапостольной Нины, принял христианство. Летописи часто сравнивают его с императором Константином и называют апостолом Иверии. При нём новооснованная Иверийская Церковь вошла в Антиохийский Патриархат, были приглашены священники, началось строительство церквей.
Когда большая часть Карталинии[5] стала христианской, миссия равноапостольной Нины продолжилась среди горских племён. Вместе с несколькими клириками, пришедшими из Византии, святая шла всё дальше и дальше в горы. Форма её проповеди всегда была неизменной — праведная жизнь и молитва.
Источники свидетельствуют о том, что далеко не все горские племена приняли христианство. Некоторых царь Мириан обратил силой меча, некоторые ещё долго оставались язычниками.
По преданию, последним местом проповеди равноапостольной Нины стало селение Бодри. Сюда в маленькую утлую хижину к ней, как некогда в Мцхете, люди приходили услышать о Христе. Здесь святая предала свою душу в руки Божии (по одним данным 14 января 335 года, по другим — в 347 году).
Комментарии 2