19: 6).
У слова «любовь» существует несколько значений. Мы говорим: «Я люблю Бога», «Я люблю Россию», но также и: «Я люблю колбасу». В древнегреческом языке высшую любовь Божию называли словом «агапе»; под словом «филия» подразумевалась дружба, а словом «эрос» называли чувство между мужчиной и женщиной. Вот об эросе и пойдет далее речь.
У каждого человека, как известно, существуют три самых главных события в жизни: рождение, вступление в брак и смерть. Первое и последнее события не зависят от воли или желания человека, а вот вступление в брак – это добровольное дело каждого, проявление свободной воли человека.Создав первого мужчину – Адама, Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18), – и создал из ребра Адама первую женщину. Мужчина и женщина предназначались для взаимного дополнения, и их брак мыслился как соединение единожды и навечно. Бог благословил брачный союз первых людей в раю и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28). Христианский брак – это союз любящих сердец, это таинство сочетания двух человек на духовном, душевном и телесном уровнях, освященное Самим Господом:
«…Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19: 5–6).
Супружество, благословенное Всевышним, дарует полноту жизни и радости.
Любовь – чувство небесного происхождения, ибо Сам «Бог есть любовь» (Ин. 4: 8). Любовь – высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди ценили и воспевали с глубокой древности. В Библии мы находим много примеров прославления любви. «Песнь песней» – это ликующий гимн человеческой любви, ставший образом любви Небесной. «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее…» (Притч. 31: 10–12). Апостол Павел уподобляет христианскую семью союзу Христа и Церкви. В Древнем Риме существовала пословица: «Всё побеждает любовь!» («Omnio vincit amor!»).
В системе ценностей Православия именно любовь приближает человека к Богу: торжество совершенной человеческой любви ведет к любви Божественной. Духовно-нравственные ориентиры на Руси от века отождествлялись с правдой Божией. В старину русские люди на брак смотрели как на священное событие. В крестьянских семьях после рождения девочки родители сразу же начинали готовить ей приданое, зная, что придет время, и их повзрослевшая дочь выйдет замуж и создаст свою семью. В сундук складывались простыни, полотенца, скатерти, которые шились и вышивались в долгие зимние вечера. Замуж выходили не только по любви, зачастую брак заключался по выбору родителей, и, что удивительно для нынешнего времени, такие семьи часто оказывались крепкими и счастливыми. Пары обязательно венчались в церкви, прося у Господа благословение на будущую семейную жизнь и рождение здоровых детей.
«Прекрасно, что Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там всё обретает достоинство и вода претворяется в вино», – говорит святитель Григорий Богослов.
Освящая Таинство Брака, Господь незримо подает супругам Свою всесильную защиту от житейских невзгод, от дьявольской злобы, старающейся разрушить человеческую любовь.В браке освящается и труд ради прокормления семьи, и бытовые хлопоты, и супружеские ласки. В христианском браке всё совершается во имя любви, которая не слабеет, а растет с годами, а потому в семье царят мир и согласие, взаимопонимание, взаимная уступчивость, все вопросы решаются сообща. В совместной молитве супруги становятся еще роднее друг другу. Настоящая любовь немыслима без сострадания, без готовности служить любимому, без несения немощей друг друга. Недаром на Руси издревле слова «любить» и «жалеть» были синонимами. Благо тому, чей дом стал малой Церковью под покровом Всемогущего Создателя.
Муж и жена на Святой Руси умели беречь счастье взаимной любви. Когда случались расставания любящих, например, когда муж-воин уходил на брань, то жена молилась Богу о хранении ее супруга на всех его путях. В чужих краях его укрепляло сознание, что на родине его ждет и молится о нем верная, добрая и любимая жена. Не было в их жизни скуки и пресыщения, да и времени у них на это не было. Муж должен был добывать средства к существованию, а жена – хранить тепло семейного очага и воспитывать детей. Примером супружеской любви и верности являются преподобные Андроник и Афанасия, благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, и др.
От супругов требуется, чтобы они жили целомудренно, не нарушали заповедь «не прелюбодействуй». По слову апостола: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13: 4). А святитель Иоанн Златоуст учит: «Жене муж да будет дороже всех, мужу жена да будет любезнее всех». Верность долгу, в том числе и супружескому, всегда была присуща русским людям. Простой русский народ, имея крепкие семейные традиции, храня верность нормам Православия, заповедям Христа, всегда осуждал супружескую измену. В старину о разводе люди и не помышляли. Разводы позволяли себе лишь представители высшего сословия, но и эти скандальные события были редки и подлежали общественному нареканию.
Любовь и долг – противоположности человеческой природы, и в конфликте супружеского долга и любви русские писатели всегда вставали на сторону долга, осуждая добрачные связи и супружескую измену. Вспомним трагическую кончину героини Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Анны Карениной в одноименном романе Л.Н. Толстого или Катерины из драмы Островского «Гроза». А.С. Пушкин назвал Татьяну Ларину своим «милым идеалом» за ее нравственную чистоту, отвращение к светской связи, верность супружескому долгу, которая одерживает победу над ее сильным чувством к Онегину. Неспособность Татьяны к обману, к сделкам с собственной совестью, нежелание оскорбить мужа недостойным поведением – вот что должно быть привлекательным примером для современной молодежи.
Говоря о Татьяне Лариной, Ф.М. Достоевский утверждал:
«Можно даже сказать: такой красоты положительный тип русской женщины почти уже не повторялся в нашей художественной литературе, кроме разве образа Лизы Калитиной в “Дворянском гнезде” Тургенева».
Автор пишет о своей героине Лизе: «Она любила одного Бога восторженно, робко, нежно». Для Лизы смысл жизни заключался в самопожертвовании, имевшем целью приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственные идеалы христианства. Узнав, что к ее возлюбленному приезжает жена, считавшаяся умершей, Лиза с христианским смирением покоряется своей участи и призывает Лаврецкого к тому же: «Нам обоим остается исполнить наш долг. Вы, Федор Иванович, должны примириться с вашей женой». Она жертвует личным счастьем и уходит в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь служению Тому, Кого она так самозабвенно любила с раннего детства. Она отказалась от всех благ этого мира ради любви к Всевышнему. Образ Лизы Калитиной – это православный религиозно-нравственный идеал, идеал самопожертвования.
Семейная жизнь не бывает без искушений. Случается, что один из супругов изменил своей половине. Измена – это нанесение своему спутнику жизни непоправимой душевной обиды, простить которую сложно, а иногда просто невозможно. Чем ближе к нашему времени, тем больше мы наблюдаем случаев супружеской измены среди тогдашней аристократии.
Ярким примером тому служит семейная жизнь императора Александра II. В молодости он решил жениться по большой любви на немецкой принцессе, будущей императрице Марии Александровне. Когда родители противились этому браку, он им заявил, что скорее откажется от короны, чем от этой девушки. Брак в течение многих лет был счастливым. Мария Александровна родила 8 детей. Но в возрасте 41 года царь влюбился в 16-летнюю Екатерину Долгорукову. Он не стал бороться с грехом, а пошел на поводу своей безудержной страсти, думая только о своем удовольствии. От этого прелюбодейного «брака» родились 4 ребенка. Царь жестоко поступил со своей венценосной супругой, поселив в Зимнем дворце молодую любовницу с их общими детьми. Мария Александровна умирала от туберкулеза, а супруг очень редко навещал ее, проводя свободное время с новой «семьей». Царь словно не понимал, что доставляет своей кроткой жене нечеловеческие страдания, той, которая беззаветно любила его в течение 40 лет брака. Мария Александровна смиренно переносила физические и нравственные страдания, никто не слышал от нее ни одного слова упрека. Через месяц после смерти законной супруги царь, не выдержав положенного годичного срока траура, тут же обвенчался с Долгоруковой, чем вызвал негодование взрослых детей от первого брака. Как знать, может быть, насильственная смерть императора Александра II от руки террориста была Божией карой за его грех прелюбодеяния? Христианское учение призывает нас владеть своими страстями, в любых обстоятельствах оставаться людьми, проявляя благородство и жалость к ближним.В наши дни в брак вступают молодые люди, которых объединяет чувство взаимной любви. Это их выбор, сделанный по свободной человеческой воле, когда прежде чужие люди становятся друг другу самыми близкими на свете. Влюбленным кажется, что они вечно будут любить друг друга и только смерть сможет разлучить их. Но влюбленность или молодая страсть – чувства очень хрупкие, если они не сопряжены с пониманием святости брачного союза и с готовностью ко взаимному служению, ибо настоящая любовь – это всегда отречение от эгоизма. Огонь семейного очага ярко горит, как правило, лишь при благодатной помощи Божией. Философ К.Н. Леонтьев писал:
«Что такое семья без религии? <…> Кто хочет укрепить нашу семью, тот должен дорожить всем, что касается Церкви нашей».
В христианстве брак понимается как подвиг, как испытание прочности духовных, душевных и физических сил человека, как тяжкий труд во имя высокой цели рождения и воспитания детей. Брак бывает прочным благодаря готовности ко взаимной жертвенности и взаимной уступчивости. Это должны твердо знать все молодые люди, создающие семью. Если же супруги ждут друг от друга только телесных удовольствий или жизненного комфорта, то подобный союз непрочен: он может разрушиться от любого пустяка, от любой ссоры или от времени и пресыщения. Нередко молодые супруги предъявляют друг другу невыполнимые требования, что также вносит трещины в брачный союз.
Люди соединяются для совместной жизни, но бывает так, что оба, особенно девушка, в быту ни к чему не приспособлены. Раньше 10-летняя крестьянская девочка умела всё: прясть, ткать, готовить щи и кашу, стирать белье и полоскать его на речке, ухаживать за младшими братьями и сестрами и даже работать в поле. А теперешняя девушка не умеет готовить, не научена планировать семейный бюджет, и любовная лодка молодых часто «разбивается о быт».
Бывает, что человек мечется в поиске и смене «любовей» (то есть страстей и похотей), тем самым раскалывая себя внутренне. К сожалению, это приводит к тому, что через несколько лет (а иногда только месяцев) наступает развод. На суде выясняется, что, по мнению одного из супругов, их брак был ошибкой. При разводе муж, прожив благополучно с женой лет двадцать-тридцать, на бракоразводном процессе объясняет причину развода: «Не сошлись характерами». Уверяет, что его брак был порывом неопытной юности, неконтролируемой страстью, когда разум как бы отключался. Это, разумеется, лишь отговорка. В большинстве случаев истинной причиной развода является то, что в его жизни появилась любовница, как правило, на много лет младше его, и теперь мужа не устраивает постаревшая жена, и он безжалостно выбрасывает ее из своей жизни, как выжатый лимон. Мужчина часто не задумывается о последствиях своих поступков. Ему кажется, что вот, наконец-то, он встретил свою вторую половину, а все предыдущие прожитые годы были трагической ошибкой, которую надо немедленно исправить. Он считает, что если упустит этот шанс прочного и вечного счастья с новой возлюбленной, то жизнь его прожита впустую.
Прежняя жена не может понять, в чем она провинилась перед мужем, как могло так случиться, что ее любимый и любящий супруг вдруг уходит из семьи, бросает ее и детей, которых до этого, казалось, сильно любил. Несчастной женщине наносится сильнейшая психическая травма. В подобном случае жестокость и предательство не могут быть оправданы влюбленностью или сильной страстью. Это надругательство над душой доверившегося супругу человека. Это предательство по отношению к Богу и ближнему.
А молодая соперница убеждена, что сможет построить свое счастье на несчастье другой женщины. По неопытности и гордыне она не думает, что ее избранник может так же подло и безжалостно поступить и с ней, как поступил с первой женой, ибо все влюбленности проходят, да и красота ее не вечна, а увядает год от года. Он снова влюбится и снова решит, что имеет право на счастье. Но земное счастье очень зыбко, призрачно, а потому Церковь призывает нас любить прежде всего Бога, ибо счастье только в жизни с Богом. «Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего», – сказал прп. Паисий Святогорец. Когда два человека обретают прочное счастье, то они обязаны им своему терпению, верности, милосердию, умению обуздывать себя и бережно относиться друг к другу.В современном обществе многие живут, не зарегистрировав отношения, в так называемом «гражданском браке», а проще говоря, сожительствуют. Само слово «сожительство» звучит почти как оскорбление. Сожительство – это союз женщины с очень низкой самооценкой и мужчины с низкой степенью ответственности. В течение нескольких лет такого «брака» она, испытывая всё больший стресс, ждет, что они, наконец-то, оформят в ЗАГСе свои отношения, а он избегает даже разговора на тему о браке. Готовность мужчины вступить в брак свидетельствует о его серьезных намерениях, убежденности в том, что союз продлится всю жизнь. Брак дает женщине финансовую защищенность в случае рождения детей. Для детей очень важно, что их родители – не «сожители», а настоящая семья. (Кстати сказать, дети остро переживают развод родителей.) Если отношения серьезны, то люди женятся и венчаются. Официальный брак дисциплинирует, учит терпению, оберегает от скоропалительного необдуманного разрыва.
Сегодня статистика разводов оглушает: 80% браков заканчиваются разводом. Тема сохранения института брака является одной из наиболее важных тем для национальной безопасности России. Каждый человек должен строить свою жизнь в соответствии со своим религиозным долгом перед Богом и людьми, а не жить по принципу: «что хочу, то и ворочу». Английский христианский мыслитель Клайв Стейплаз Льюис (1898–1963) предупреждал:
«Мы движемся к обществу, в котором признают законным всякое человеческое желание. А тогда… цивилизацию нашу можно считать мертвой, и она исчезнет с лица земли».
Это грозное предупреждение либералам всех мастей, отстаивающим «права человека», а в сущности проповедующим вседозволенность. Человек имеет не только права, но и обязанности перед семьей, обществом и государством.
Православная Церковь учит нас беречь как зеницу ока сокровищницу домашних очагов, хранить супружескую верность, правильно воспитывать детей. Она учит нас, что любовь супругов существует не только в земной жизни, но переходит с ними в вечность. Приведем возвышенные строки о вечной любви, принадлежащие апостолу Павлу:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13: 1–7).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев