Содержание не в уме только, но в сердце ощущения худости своей. Притом, что худость эта такова, что всякого вокруг нас, всякого ближнего, стоящего около нас, мы должны быть готовы видеть светлым и добрым. Во всяком случае, не различать между плохими и хорошими, праведными и неправедными - всякому, по Евангелию, мы должны воздавать большую, нежели себе самому честь. Оправдывать ближнего, себя осуждая. Вот плод истинного покаяния. Созерцание в людях начала Божественного, созерцание, видение в них образа Божия. И напротив, самоукорение, самоуничижение. Но только не внешних - пред человеками. А тайных, которые - самоукорение и самоосуждение - свершаются пред лицем Невидимого Господа.
Истинное покаяние есть всегдашняя ненависть и отвращение от страстей и грехов, когда бы то ни было уязвлявших нашу душу. Отцы сказали: тот, кто от сердца ненавидит грехи свои, сподобился отпущения грехов. Знаком прощения в согрешениях служит отвращение от страстей, которые уязвляют нас.
Истинное покаяние невозможно без возобновления всегдашнего обращения, взывания, покаянного припадания, молитвы, мольбы к Небесному Отцу. И это тоже знак прощения грехов - всегдашняя обращенность ума и сердца к Богу. И хотя наше сердце весьма превратно, часто оно становится бесчувственным, словно камень, это не причина для нас к унынию, малодушию, оставлению внимательной молитвы. Напротив, чем нам труднее, тем прилежнее, по завету Господа, должны мы молиться. Так поступала святая Мария Египетская и мало-помалу, насилуя свою душу, борясь с окамененным нечувствием, она совершенно смирилась, познав полную свою немощь, в награду приняв живительную благодать Господню.
#Протоиерей #АртемийВладимиров
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев