Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)
Описание
Перед зрителем предстает печальная картина всеобщего запустения: разоренный и поруганный храм, в который стекались сотни людей на службу под мощный звон колоколов, разливавшейся по окрестности города, обветшалые стены, древние исполины истории, раскрытая калитка, ведущая на колокольню. У стены мы видим двух людей: старого священника и его супругу, большая половина жизни которых прошла под стенами этого храма. Упавшие колокола – немые свидетели их жизни, безмолвно взирающие на прижавшихся друг к другу людей, выброшенных и забытых стремительным ходом истории.
Вовсю гремит безбожная пятилетка: обезглавленные храмы, расхищенные дома, сожженные иконы: на все это безумие взирает чудом сохранившаяся на стене икона Христа-Спасителя, также преданного и распятого безбожной толпой.
Казалось бы полотно выражает полную безысходность: мокрый снег, тяжелые пары́ наполненного весенней влагой воздуха, рвущееся клочьями пасмурное небо и, вместе с тем, всполохи солнечного света, смиренное безмолвие древних стен, хранящих память об ушедших временах и две хрупкие фигурки, упорно идущие в разоренную церковь, шепчущие слова молитвы, которые не проходят даром – их отзвуки как громовые раскаты звучат на небесах. Внимающий им Спаситель смотрит в вечность все зная и предвидя: и революционный разгром, забвение и опустение, и возрождение, восстание из пепла безверья. Безмолвные колокола, повергнутые ниц, спустя почти столетие, вновь зазвенят над городом ликуя, празднуя грядущую победу.
История
Тоской по патриархальной Руси пронизана картина И.С. Горюшкина-Сорокопудова «Упавшие колокола». Написана она в 1930-е гг., в то время, когда активно разрушали церкви и монастыри, а на их месте разбивали парки, ставили Дома культуры, другие строения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев