Мне есть, что об этом сказать, ибо и сам я шёл путём восхождения per aspera ad astra, через тернии, может быть, ещё не к звёздам, но к высоте словесного служения. В литературных занятиях всего прежде необходимо найти идеал для подражания. И как молодые Пушкин и Лермонтов рождали свои стихотворные опыты, выводя рифмы ещё нетвёрдой рукой, переводя западных поэтов или подражая Вергилию и Катуллу, так и в делах красноречия, а лучше сказать, в робких попытках обратить живое слово к взыскательной публике, важно найти свой идеал. Пусть он будет и не среди живущих, но среди тех великих писателей прошлого, слог и образ мыслей которых дорог Вашей душе.
Вспоминаю, как ещё в советское время молодым учителем русского языка и литературы я готовился к общению с учениками – математически одарёнными детьми, и от руки переписывал письма епископа Игнатия (Брянчанинова), его духовные статьи на разные темы, с тем чтобы чем-то поделиться со своими питомцами. Уча, мы все учимся. Постепенно святитель Игнатий Кавказский, святитель Иннокентий Херсонский (умолчу о митрополите Филарете, в труды которого нужно особенно тщательно вчитываться и вдумываться) мало-помалу воздействовали на мышление и слово молодого человека, отделённого от них более, чем столетним рубежом. Итак, первое – внимательное чтение, изучение образа мысли и слововыражения наших великих предшественников.
Второе – внутренняя обращённость к Богу. Мы потому теряемся, когда на нас пытливо смотрят со стороны, смущаемся, видя перед собой несколько десятков пар глаз, что не научились ещё ходить как должно пред Богом. Обращаясь к аудитории, мы часто впадаем в ступор, в паралич мыслей и слова, ибо не всегда встречаем ободряющую нас поддержку, сочувствие, терпение, но напротив, – иронию, плохо скрываемую насмешку или холодную усмешку. Поэтому я думаю, что главное в деле живого обращения к людям – умение предстоять Тому, кто нас видит, слышит, любит, кто является источником премудрости и разума, кто даёт слово желающему говорить во славу Божью.
Третье: нелёгкое искусство – видеть и слушать себя со стороны. Пройдут дни, месяцы, может быть, годы (как в моём случае), но Вам мало-помалу привьётся это качество. Вы научитесь корректировать самого себя. Вы будете слышать то, что произносят Ваши уста. Вы некоторым шестым чувством (а оно есть у каждого из нас) будете оцениваеть восприятие слушателей и с болями, с потами, с трудами нащупаете дорогу жизни, «тропу бескорыстной любви». Так важно – войти в резонанс со слушателем и неким рациональным способом «попасть в десятку» во время выступления. «Сердце сердцу весть подаёт». Стало быть, важно говорить «с чувством, с толком, с расстановкой». При этом не слишком уповать на свои силы, но надеяться на Господа. Не смущаться в случае естественной запинки, ошибки. Человеку свойственно ошибаться. Упал – тотчас встань. Встал – иди вперёд. Не можешь лететь – беги, не можешь бежать – иди, не можешь идти – ползи. «Дорогу осилит идущий». Сам Господь говорит: «Дам молитву молящемуся. Приблизьтесь ко Мне, и Я приближусь к вам».
Таким образом, главное – не впадать в панику, не терять самообладания, но иметь благую надежду на лучшее и постоянно двигаться вперед. Ведь, по слову блаженного Августина, если ты не идёшь вперёд, то будешь откатываться назад. «Терпение и труд всё перетрут». Если чего-нибудь захочешь, обязательно достигнешь. Нужно быть кузнецом собственного вербального счастья, то есть умения выражать свою мысль и облекать её в простое и чистое слово. Так жить и так трудиться – с молитвой к Богу и с любовью к людям – с широкой доброжелательной улыбкой…
#Протоиерей #АртемийВладимиров
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев