Ежегодно 3 сентября в годовщину теракта в Беслане отмечается день солидарности в борьбе с терроризмом. Памятная дата стала символом солидарности государства в борьбе с терроризмом, ее отмечают ежегодно по всей России. 3 сентября мы вспоминаем жертв всех террористических актов, случившихся в нашей стране, и отдаем дань уважения сотрудникам силовых структур, погибшим при предотвращении терактов и спасении заложников.
Уважаемые читатели! К этой памятной дате мы предлагаем Вам обзор художественной литературы с выставки «Нет террору».
А. Тамоников «Рельсовая война».
Группа террористов, финансируемая турецким эмиссаром «Аль-Каиды», готовит чудовищный теракт в городе Черенске - взрыв железнодорожного состава, перевозящего нефть. Взрыв должен прогреметь в тот момент, когда состав будет проезжать по мосту над рекой. Экологическая катастрофа неминуема... Но планы террористов нарушаются. Оперативная группа Главного управления по борьбе с терроризмом во время операции на Кавказе уничтожает банду боевиков. Один из пленных во время допроса признаётся, что его командиры упоминали город Черенск и говорили о теракте. Значит, спецов ждёт новая операция… Роман издан в 2010 году.
С. Соболев «Девять минут до взрыва»
Бывший контрактник Дмитрий Краснов вернулся в родной город и попал в такой переплет, что служба в армии показалась ему отдыхом на курорте. Город заполонили «гости» из кавказских республик и буквально напичкали его наркотой. Встретив боевых друзей, Дмитрий предложил им бороться с «большим злом». Для начала парни сожгли машины, под завязку набитые «товаром». Но на этом война не закончилась. Вскоре Краснов узнал, что готовится крупный теракт - взрыв в гостинице. Если он произойдет, жертвы будут исчисляться сотнями. Теперь ему надо действовать, не теряя ни минуты...
А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
Художественно-историческое произведение Александра Солженицына о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 годы. Основано на письмах, воспоминаниях и устных рассказах 257 заключённых и личном опыте автора. ГУЛАГ - аббревиатура от «Главное управление лагерей». Роман построен на описании системы сталинских лагерей, рассказывает о множестве арестованных. Это книга - первое историческое произведение в России, посвященное теме сталинских репрессий и истории Главного управления лагерей, что не столько достоинство книги, сколько недостаток.
Для полноценного исторического труда у Солженицына попросту не было нужной информации - архивы были для него закрыты, а официальных статистических данных по репрессиям не публиковалось. Сколько прошло людей через ГУЛАГ? Какое количество погибло? Много ли людей были расстреляны или умерли под пытками? - Поди узнай! Даже разоблачение преступлений Сталина и его подручных на 20 съезде КПСС и то было засекречено! Солженицын был вынужден больше полагаться на человеческую память жертв ГУЛАГа и свою собственную. Отсюда и «опыт художественного исследования» - так определил жанр своего произведения сам автор. Книга вроде бы по истории, но главное в ней - размышления автора о случившейся Катастрофе брошенных на жернова страшной сталинской мясорубки, называемой архипелаг ГУЛАГ. В СССР «Архипелаг» был полностью опубликован только в 1990 году (впервые отобранные автором главы были опубликованы в журнале «Новый мир», 1989, № 7— 11). Роман написан с 1958 по 1967 год, вышел в России в 1989 году.
А. Чехов «Рассказ неизвестного человека»
Повесть А.П. Чехова «Рассказ неизвестного человека» была написана в 1893 году. Ко времени написания повести терроризм перестал быть для России чем-то новым. Чеховский «террорист» - добрый, симпатичный и заурядный человек, такой же обычный персонаж, как и другие герои повести - неверная жена, сбежавшая к любовнику, и сам любовник, который не знает, как от нее избавиться. Террорист нанимается прислугой к молодому аристократу, его цель - убийство отца «хозяина», влиятельного государственного деятеля. Здесь и появляется неверная жена, оказавшаяся ненужной «хозяину» террориста. Насмотревшись на страдания бедной женщины, террорист меняет свой план. Отказавшись от убийства, он открывает героине свое настоящее лицо и уговаривает ее бежать вместе с ним за границу. Героиня в восторге от нового знакомого, скоро она уже готова принять его «идеи» и тоже включиться в борьбу. Но террористу теперь это не интересно, ему хочется лишь простого семейного счастья. В повести А. П. Чехова «Рассказ неизвестного человека» удивительно тонко подмечено, как революционные террористические настроения могут зарождаться и гибнуть на почве любовных и семейных отношений в обществе, зараженном социально-политической пропагандой, нацеленной на насилие и террор. А.П. Чехову удалось отобразить социально-психологическую атмосферу девальвации революционно-террористических настроений в обществе. Для него уход человека от терроризма в обычную жизнь через любовь есть торжество разума и утверждение истины. Повесть была написана в 1893 году.
Ф. Достоевский «Бесы»
Шестой роман Фёдора Михайловича Достоевского, изданный в 1871-1872 годах. Один из наиболее политизированных романов Достоевского был написан им под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев и прочих. «Бесы» - одно из наиболее трагических, загадочных и притягательных произведений Ф.М. Достоевского. Идейно-философская канва романа, написанного в 1872 году, оказалась пророческой: события ХХ века во многом подтвердили гениальность писательского предвидения. Как известно, дело Нечаева стало основой сюжета знаменитого романа Ф. Достоевского «Бесы». Он писался Достоевским не для Нечаева и не для полемики с его единомышленниками. Само убийство, происходящее в романе, и люди, его совершившие, настолько отвратительны, что для Достоевского нет проблемы в том, как к ним относиться. Объектами полемики в романе являются реальные прототипы Верховенского - старшего и писателя Кармазинова - Грановский и Тургенев, т.е. представители либеральной среды, которые, по мысли Достоевского, несут прямую ответственность за то, что «бесы» могут стать смертельно опасны. Разъясняя события, происходящие в романе, Достоевский в «Дневнике писателя» за 1873 год указывает на три причины, которые, по его мнению, привели к возникновению этого кровавого явления: заражение атеизмом и социалистическими идеями, развращающая молодежь лесть «псевдо-либералов» и деятельность негодяев-нечаевых. В «Бесах» Достоевский предельно ясно и однозначно высказал то, что думает о революционерах. Оправдание исключено, диалог невозможен и не нужен. Если Нечаев ставил своей целью уничтожение «поганого общества», то «поганое» общество устами Достоевского желало ему того же. Первое знакомство русского общества с революционным терроризмом явило перед ним кровавый образ человека, не знающего моральных преград и стремящегося к уничтожению всего и вся во имя малопонятной цели. Роман издан в 1871-1872 годах.
А. Грин «Марат»
В русской литературе нет более яркого и объективного изображения эсеров, чем в ранних произведениях А. Грина. Его ранние рассказы удивительно точно передают события и характеры людей. Это свидетельство писателя, наблюдавшего революцию и «террористическую работу» изнутри, глазами участника движения. Прототипом образа Яна в рассказе «Марат» послужил террорист Иван Каляев. Манифестация всеобщего террора в рассказе Грина находится в противоречии с жизнью и действиями других персонажей, также членов эсеровской организации - они не просто думают иначе, они живут совершенно по другим законам и правилам. Для них Ян предстает кровавым Тамерланом, Маратом. Талант А. Грина раскрылся в лаконичном и емком изображении этого противостояния жизни и смерти, где смерть самого террориста является неизбежным и желанным следствием террора. Логическим завершением размышлений писателя о терроре является его рассказ «Карантин», имеющий автобиографические черты. Главный герой рассказа Сергей осознал простую истину, что убийством невозможно изменить мир в сторону социальной справедливости, как невозможно через насилие сделать людей добрее, чище, счастливее. В этом преодолении себя и переосмыслении своей жизни заложен гуманистический потенциал, который в дальнейшем найдет отражение в романтической прозе А. Грина. Писатель четко уловил взаимосвязь терроризма с уголовными преступлениями и прекрасно продемонстрировал срастание террора с уголовным миром на страницах своих произведений. Реалистическая художественная литература первой почувствовала катастрофическую опасность террора, прикрываемого героической риторикой и фразеологией. Рассказ «Марат», 1907 год. Рассказ «Карантин», 1908 год
Д. Тартт «Щегол»
Роман, который лауреат Пулитцеровской премии Донна Тартт писала более 10 лет, — огромное эпическое полотно о силе искусства и о том, как оно — подчас совсем не так, как нам того хочется — способно перевернуть всю нашу жизнь. 13-летний Тео Декер чудом остался жив после взрыва, в котором погибла его мать. Брошенный отцом, без единой родной души на всем свете, он скитается по приемным домам и чужим семьям — от Нью-Йорка до Лас-Вегаса, — и его единственным утешением, которое, впрочем, чуть не приводит к его гибели, становится украденный им из музея шедевр голландского старого мастера.
С. Зверев «Остров заложников»
В Баренцевом море террористы захватили российское научно-исследовательское судно. Бандиты требуют выпустить находящегося в тюрьме своего главаря, в противном случае заложников ждет мучительная смерть. Обезвредить террористов поручено группе майора Брига. Спецназовцы проникают на борт захваченного судна, где внезапно сталкиваются с хитроумной ловушкой. Но Брига и его бойцов трудно застать врасплох. Куда опаснее для майора известие, что в его группе действует сообщник бандитов, готовый в любой момент сорвать боевую операцию…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев