🍂Сподвижники и их праведные последователи очень боялись лицемерия. Абу ад-Дарда, завершая ташаххуд, просил у Аллаха защиты от лицемерия. Он вообще часто просил у Аллаха защиты от лицемерия, и кто-то из людей сказал ему: «Какое отношение ты, о Абу ад-Дарда, имеешь к лицемерию?» Он ответил: «Оставь нас в покое… Клянусь Аллахом, человек может в одночасье отвернуться от религии и выйти из неё!» [Сийар].
🍂Ханзаля (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) передаёт: «Однажды я встретил Абу Бакра (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), и он спросил меня: “Как поживаешь, о Ханзаля?” Я сказал: “Ханзаля стал лицемером!” Он воскликнул: “Пречист Аллах! Что ты говоришь?!” Я сказал: “Когда мы приходим к Посланнику Аллаха (ﷺ), напоминающему нам о Рае и Аде, то как будто видим и то, и другое. Когда же мы покидаем его и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием хлеба насущного, то многое забываем!” Абу Бакр сказал: “Но, клянусь Аллахом, нечто подобное происходит и с нами!” Потом мы с Абу Бакром пошли к Посланнику Аллаха (ﷺ), и я сказал: “Ханзаля стал лицемером, о Посланник Аллаха!” Он спросил: “В чём же это выражается?” Я сказал: “О Посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе и ты напоминаешь нам о Рае и Аде, то мы будто видим и то, и другое воочию, когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!” Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: “Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, если бы вы постоянно находились в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали Аллаха, то ангелы пожимали бы вам руки, где бы вы ни были, в постели или в пути, однако, о Ханзаля, всему своё время”» [Муслим, 2750].
✒Слова «Ханзаля стал лицемером!» означают, что он боялся, что он — лицемер, поскольку, когда он сидел вместе с Пророком (ﷺ), он испытывал страх, и это проявлялось в нём: он помнил о том, что Аллах наблюдает за ним, он размышлял, он стремился к миру вечному, а когда выходил от Пророка (ﷺ), то занимался женой, детьми и разными мирскими делами. А основа лицемерия — демонстрация противоположного скрываемому злу. И он испугался, что его действия — лицемерие. И Пророк (ﷺ) сообщил им, что это не лицемерие и что они не обязаны постоянно находиться в подобном состоянии. «Всему своё время» — то есть бывает и такое состояние, и иное.
🍂Хузайфа ибн аль-Яман (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) передаёт: «Однажды ‘Умара позвали для участия в похоронах, и он отправился вместе с похоронной процессией [или: направился к ней], но я удержал его, говоря: “Сядь, о повелитель верующих, это один из них, [лицемеров]”». ‘Умар спросил: «Заклинаю тебя Аллахом, я из них?» Я ответил: «Нет, однако я не стану оправдывать никого после тебя» ? [Ибн Абу Шейба].
🍂Ибн Абу Муляйка сказал: «Я застал тридцать сподвижников Пророка A, каждый из которых боялся для себя лицемерия, и никто из них не говорил: “У меня такая же вера, как у Джибриля и Микаиля”» [Бухари].
🍂Ибн аль-Каййим сказал: «Клянусь Аллахом, сердца этих людей были наполнены верой и убеждённостью, и при этом они очень боялись лицемерия, и это тревожило и печалило их. А многие другие таковы, что вера их не идёт дальше их глоток, и при этом они утверждают, что вера у них такая же, как вера Джибриля и Микаиля» [Мадаридж ас-саликин].
✒Они не имели в виду лицемерие, которое является антонимом веры. Подразумевается лицемерие человека, у которого есть основа веры и который является таким образом мусульманином и лицемером одновременно.
🌎 https://vk.com/guraba__media 🌏 http://telegram.me/gurabamedia •┈┈┈••✦✿✦••┈┈┈•
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев