Его основными целями и задачами уже в 1990 году стали сохранение, изучение, творческое освоение и развитие традиционной культуры края, создание целостной системы обучения и воспитания кадров в области всех видов и жанров традиционной культуры. Соратником Виктора Гавриловича стал Николай Иванович Бондарь, годом ранее защитивший кандидатскую диссертацию на тему "Формирование и развитие традиционной культуры кубанского казачества. Календарные праздники и обряды. Конец XVIII — начало ХХ вв.".
В структуру Центра вошли Государственный Кубанский казачий хор, научный отдел фольклора и этнографии, который возглавил и сразу с первых дней начал организовывать фольклорные экспедиции, детская экспериментальная школа народного искусства, отделы декоративно-прикладного искусства, педагогики, фестивалей, праздников и обрядов, мастерская иконописца о. Георгия Иващенко, а также мастерские по изготовлению самобытных народных музыкальных инструментов и др.
С февраля 1992 года при ЦНКК создан благотворительный фонд возрождения народной культуры Кубани «Истоки».
Так в Краснодаре появилось учреждение культуры совершенно нового типа, объединившее и скоординировавшее целый ряд направлений, от научных исследований и художественного творчества до концертной и педагогической деятельности.
В культурную жизнь города это сразу внесло заметные перемены. Традицией стало проведение Рождественских праздников, благотворительных концертов, «Недели музыки для детей» с участием детских фольклорных коллективов из разных городов страны и детской экспериментальной школы Центра (в ней в 1992—1993 годах обучалось свыше 460 детей от 5 до 14 лет, а в январе 1993 года на международном конкурсе, проведенном ЮНЕСКО в Москве, школа получила звание лауреата и диплом 1-й степени. Ее детские коллективы уже выезжали на гастроли в Польшу и Францию). В 1993 года краснодарцы смогли принять участие в организованных Центром Пасхальных праздниках и праздновании Троицы (троицкие народные гулянья проводились в парке имени 40-летия Октября (ныне парк «Солнечный остров»), в живописном месте, где еще с 1977 года намечалось создать этнографический музей под открытым небом), также Центром возобновлена традиция проведения в Краснодаре «Кубанской музыкальной весны» с приглашением ведущих исполнителей и коллективов страны.
При иконописной мастерской о. Георгия Иващенко открыта иконописная школа, а выставки этого самобытного художника, возрождающего традиции древнерусской иконописи, с большим успехом прошли в Москве, С.-Петербурге, Бельгии, Швеции.
Ежегодные фольклорно-этнографические экспедиции позволили ЦНКК сконцентрировать уникальный материал по различным аспектам традиционной культуры: праздникам и обрядам, фольклору, народной педагогике, медицине, верованиям, жилищу, костюму, пище и т. д.— более 10 тысяч аудио- и видеокассет и расшифровок. На этой основе проведены научно-практические конференции «Традиционные национальные культуры Кубани. Современное состояние и проблемы», 1990 г.; «Традиционная культура и дети», 1992 г. и др.; подготовлены выпуски сборников серии «Традиционная культура: природа — общество — человек», «Антология фольклора и этнографии Кубани». Центром издан в 1992 г. первый том сборника А. Д. Бигдая «Песни кубанских казаков» (в редакции В. Г. Захарченко), в 1993 г.— «Песни станицы Кавказской»; совместно с международным акционерным обществом «Седин» на фирме «Мелодия» осуществлен выпуск пяти грампластинок Государственного Кубанского казачьего хора.
По инициативе ЦНКК с 1992 года в Краснодарском государственном институте искусств и культуры открыто отделение фольклора и этнографии, на котором — впервые в нашем крае — велась подготовка этнологов, фольклористов, руководителей сценических фольклорных ансамблей и специалистов декоративно-прикладного искусства.
Сегодня учреждение носит название Государственное бюджетное научно-творческое учреждение культуры Краснодарского края «Кубанский казачий хор», его деятельность - яркий пример практического возрождения народных традиций в жизни современной России.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6