Происхождение образа Остробрамской (Виленской) иконы Божией Матери
Существует несколько версий происхождения Остробрамской Виленской иконы Божией Матери. По одной из них икона была привезена в Вильну из Крыма, а именно из Херсонеса (Корсуни) великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем. Согласно историческим данным, Ольгерд получил икону в числе военных трофеев во время похода на Корсунь в 1363 году.
Супруга Ольгерда – тверская княжна Иулиания Александровна – подарила икону во вновь построенную церковь Живоначальной Троицы, откуда позднее образ попал в часовню у Острых ворот. Эта версия была предложена Теодором Нарбутом в книге "Древняя история литовского народа".
Другое предание гласит, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. Существует и третья версия, согласно которой икона сама чудесным образом явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года.
Как икона Корсунской Богоматери стала Остробрамской
Корсунская Благовещенская икона Богоматери стала называться Остробрамской после определенных исторических событий тех лет. Дело в том, что на рубеже ХV-ХVI веков для нынешнего Вильнюса все еще сохранялась опасность татарского нашествия.
Виленская знать обратилась к государю Александру Казимировичу с просьбой обезопасить город. Было принято решение обнести город каменной стеной. В 1498 году состоялся Крестный ход, который возглавил сам государь. Место у деревянных ворот, где размещалась Корсунская икона, было освящено в знак того, что здесь должны быть воздвигнуты каменные ворота.
Построенные вскоре ворота стали называть Остра брама, а саму икону вместо Корсунской величать Остробрамской. В переводе с польского Ostra Brama буквально означает "Острые ворота". Острым (возвышенным) назывался район Вильны, где жили русские переселенцы.
История Остробрамской (Виленской) иконы Божией Матери
Дальнейшая судьба этого образа тесно переплетается с судьбой православия в Литве. В 1569 году, после подписания Люблинской унии Литвы с Польшей, в литовских землях стала насаждаться церковная уния с Римом. Свято-Троицкий монастырь и многие другие храмы поневоле перешли в унию. В том числе и икона с часовней перешла во владение униатов.
В 1624 году у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом Святой Терезы. Кармелиты выстроили в 1671 году вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. Во время пожара в городе в 1714 году икона была перенесена в костел Святой Терезы, но в 1744-м, когда часовня была вновь отстроена, образ вернули на прежнее место над воротами.
В ходе войны с армией Наполеона в 1812 году икону сильно повредили вражеские захватчики. Однако уже в 1829-м ее отреставрировали и вернули ей первоначальный вид. В начале 1832 года был закрыт кармелитский монастырь, в котором находился лик святой Марии. Он был переименован в католический костел в честь Остробрамской Божьей Матери.
В наши дни подлинник святыни находится в Остробрамском костеле. Общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему приходят и православные.
Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев