Хорошо было только огромному штату руководства: у нас был и директор, и начальник, и управляющий, и руководитель, и др. Не хватало только главнокомандующего. Причем директора мы видели всего один раз, когда он рекламировал свое приложение и Тинькофф, а управляющего - тоже один раз, когда в лагере был пик хаоса и все вожатые уже собирались устраивать бунт.
Конечно, после этого становится понятно, почему нельзя нанять больше работников, чтобы уменьшить нагрузку на них, или платить большую зарплату, чтобы повысить мотивацию: слишком много важных директоров, которым надо платить много денег за их ответственную работу. А ведь еще надо и для владельца высокую прибыль организовывать.
Организация и начальство.
Наверное, самая интересная часть, потому что хорошей организации не было практически нигде. За всю смену мне больше всего запомнился этот разговор по рации:
- Ну, что, когда можно приходить на полдник?
- А вторая смена еще не пообедала…
Чтобы было понятнее: обед начинается в 12:30, а полдник… в 16:30, то есть обед длился уже 4 часа, а еще не все успели покушать. В первые дни большая часть деятельности детей заключалась в том, чтобы ходить в столовую. И примерно с таким же успехом проходили все организационные моменты.
Еще один пример: дали задание взвесить и измерить рост у всех 700 детей. Всех собрали под палящим Солнцем на футбольное поле и выделили… 2 штуки весов. В итоге дети с тепловыми ударами пошли в медпункт, за несколько часов взвесили всего несколько отрядов, а остальные, получается, зря сидели на жаре, потому что потом вес и рост сдавали приблизительный, писали их наобум.
Тоже самое и с общелагерными мероприятиями: все неорганизованно, подготавливается в последнюю минуту, постоянно переносится; происходит на жаре, а не под вечер; детям неинтересно, и их никак не мотивируют участвовать в мероприятиях или обещают призы, а в итоге ничего не дают; когда же информация обо всем этом доносится начальству, виноватыми оказываются вожатые, потому что это именно они не смогли заинтересовать детей или якобы им самим неинтересно, и они выдумывают за детей.
Детей в первый день распределили по отрядам и комнатам так, что получились разнополые, разновозрастные, с разными путевками в одной комнате, поэтому еще 2 следующих дня приходилось производить рокировки детей между отрядами - дети уже сплотились и сдружились, а их переселяют, поэтому все приходилось делать заново. В итоге никогда не было точных списков детей и отрядов.
Хорошо все было только там, где вожатые действовали либо по собственной инициативе, либо где они самоорганизовывались с другими вожатыми. А основная деятельность начальства заключалась в том, чтобы писать, что мы умнички, и у нас все получится, главное - не сдаваться. Еще начальники просили спокойно задавать любые вопросы до тех пор, пока нам все не станет понятно, но если кто-то начинал что-то уточнять, начинались высказывания, что это уже много раз проговаривалось и не надо спрашивать по 10 раз.
Хотя, чего еще следовало ожидать, если среди руководителей по блату работали даже школьники, которые не могли сделать несколько дней бейджики, постоянно ошибались в своей деятельности, следили за вожатыми даже в их личных телеграмм-каналах и по-хамски вели себя с ними даже при детях (подшучивали над ними, срывали с них бейджики, забирали батарейки с рации и т. д.). Причем хамское отношение распространялось только на девушек, с парнями такое проворачивать, видимо, было страшно. Да и руководители, которые уже закончили школу, вели себя не лучше: общались пассивно-агрессивно или на повышенных тонах, хлопали дверьми, заглядывали под чужие майки, угрожали дернуть за соски и т.д.
Конечно, иногда что-то организовать у руководства не получалось из-за недостатка рабочих рук и материальных средств, но чаще всего, по ощущениям, из-за недостатка знаний, умений, навыков и желания. Начальство оторвано от низов, от реального положения вещей, не знает всей ситуации, поэтому часто и не может принимать адекватные решения. Среди всех сотрудников лагеря можно было найти буквально 2-3 человека, которые реально пытались что-то сделать и сделать это хорошо. Остальные вместо того, чтобы пытаться решать проблемы, играли в футбол, перестреливались друг с другом и детьми водяными пистолетиками и организовывали для педсостава различные игры на деньги.
Вожатые оказываются брошенными и обреченными бороться с проблемами своего отряда полностью самостоятельно. Если понадобились подушки, матрасы, медикаменты, помощь с воспитанием трудного ребенка и т. п., можно бесконечно звать начальство по рации и напоминать о себе в лагерной беседе: скорее всего, никто этого не услышит, а к тому времени, когда руководители все же великодушно решат оказать помощь, она уже будет давно не нужна. Таким образом, вожатым легче оказывалось просто узнавать, где что лежит, и брать все необходимое самостоятельно, без спроса, наперекор сотрудникам лагеря. А если появлялись какие-то возмущения, пару правильных слов о срочной нужде детей их исчерпывали.
Медпункт.
Так как я сам был тесно сопряжен с медпунктом, хочется выделить под него отдельную подглаву. В первую неделю там все еще было более-менее нормально: медсестрой была очень добрая, приятная, успокаивающе на всех действующая святая женщина, которая приехала в лагерь работать не за деньги, а из-за сильной любви к детям. Сама она известный блогер и работает в престижной клинике.
Но из-за того, что начальство как будто специально отправляло детей постоять пару часиков на жаре, в медпункт параллельно с детьми с больными животами, головами, разбитыми частями тела и пр. постоянно шли дети с тепловыми и солнечными ударами, а ведь еще, как мы указывали выше, надо заполнять бумажки, проверять еду в столовой и, наверное, иногда спать. В итоге, из-за большой нагрузки, отсутствия помощи и нормальной организации, а также вредительства со стороны руководства, медсестре приходилось работать с некоторыми нарушениями, которые потом проверка полностью свалила на нее, и медработница уволилась, не желая из-за неадекватного руководства терять любовь к детям.
Следующей медсестрой, видимо, от безысходности поставили какую-то старуху, которая, по ощущениям, вообще не обладала никакими медицинскими знаниями. Примеры: ребенок подвернул ногу, а она начинает мерять ему температуру; у девочки болит голова, а эта бабушка мажет ей лоб кремом; мальчик упал со второго этажа кровати, а старушка важно говорит, что он даже не плачет, поэтому делать ничего не нужно. Благо, эта бабка не продержалась и дня, а то детям от нее становилось только хуже.
Вот только потом медсестры не было совсем, лишь на время очередной проверки из другого лагеря присылали медработницу на пару часов. В остальное время лечили детей и раздавали им лекарства неквалифицированные люди, причем детям и родителям запрещалось говорить, что в лагере медсестры нет. А под конец уже кончились почти все лекарства. Повезло хоть, что все окончилось хорошо, и никто из детей вроде бы не получил необратимого ущерба здоровью.
Инфраструктура и оснащение.
Несмотря на то, что внешне все было красиво, ремонт почти везде достойный, внутренняя инфраструктура оставляла желать лучшего: во многих местах были сломаны розетки; очень часто отключали воду, которая представляла собой речную воду, куда насыпали несколько тонн хлорки; ломались кондиционеры; из якобы питьевых фонтанчиков шла та же вода, что и из обычного крана. Конечно, привозили и бутилированную воду, но иногда экономили и в 20-литровые бутылки просто наливали воду из-под крана и клеили этикетки, что это купленная вода.
Корпуса очень сильно различались по условиям проживания: у одних отрядов по 1 туалету на 26 человек, а у других - на 4 человека; где-то от жары невозможно дышать и просто находится, а где-то прохладно и приятно; и т. д. Часто не хватало пледов, подушек, тумбочек и прочих вещей, причем никогда допроситься их у начальства было не реально: только если стащить с прачки или со склада самому.
Прочее.
Вожатым, которые сопровождают детей на автобусах, приходилось добираться до мест встречи детей и от места их выгрузки своим ходом и за свой счет либо же самостоятельно как-то договариваться с водителем автобуса о проезде. Высаживали в каком-то селе, а до офиса в город, чтобы сдать списки, добирайся сам. Лагерь о сопровождающих особой заботы не проявлял: зачем лишние силы и средства на это тратить?
Когда родители начали писать сотни гневных комментариев в группе лагеря в ВК, администраторы сначала начали их удалять, потом купили ботов, которые писали хорошие вещи, а в конце-концов просто закрыли комментарии, чтобы не позориться.
Способы решения.
Чтобы подготовка вожатых была адекватна предстоящим им трудностям, необходимо вернуть единую систему детских лагерей, при которой только одна организация занимается подготовкой вожатых, а не все подряд. Необходимо убрать из курса неприменяемые на практике знания и перейти к очным лекциям, где человеку будет сложнее не слушать. Ну и, конечно, проверку знаний проводить не из дома, а тоже вживую, и вопросы давать не на логику, а по пройденным лекциям.
Чтобы вожатые, которые едут в лагерь уже не в первый раз, не теряли интереса к детям, решению их проблем, их сплочению и т. д., организацией смены должны заниматься не отдельные оторванные от процесса начальники, а сами вожатые, самоорганизованные в совет. Так вожатые не будут отчуждены от труда, не будут привыкать к тому, что никакую проблему они исправить не могут, потому что теперь от их собственного участия в совете будет зависеть решение трудностей. Также в таком случае в организации мероприятий будут учитываться потребности и интересы детей и возможности вожатых, ведь всё будут придумывать люди, знакомые с реальным положением вещей.
Чтобы не было нехватки вожатых и не приходилось назначать на должности несовершеннолетних и непристойных личностей, нужно улучшать условия труда вожатых, снижать нагрузку и повышать зарплату, престиж профессии вожатого в обществе. Тогда после первой смены количество людей, которые подумают: «О Господи, сюда я больше никогда ни за что не приеду», - резко снизится, а на вторую смену останутся не только извращенцы и мазохисты.
Чтобы не было экономии на воде, работниках, транспорте, весах и т.д. детские лагеря необходимо вернуть в общественную собственность, дабы они служили не для получения прибыли, а для целей отдыха, воспитания и развития детей, чтобы все деньги шли на функционирование и улучшение лагеря, а не в карман к собственнику.
Чтобы не было проблем с организацией, надо больше средств выделять на рабочие руки; убрать блат и кумовство; и, как мы уже писали выше, убрать 10 директоров, которые ничего не знают и не делают, и заменить их самоорганизацией вожатых, которые знают, что они могут организовать и что нужно детям.
Положительные моменты.
Чтобы картина была объективная, перечислим и те немногие хорошие вещи, что получилось вспомнить:
1) Внешний блеск лагеря, хороший ремонт, у некоторых детей был 1 туалет на 4 человека, а не на 26;
2) Детям по большей части смена понравилась, потому что они не знают всей картины творившегося хаоса и до каждого из них не дотрагивались все проблемы;
3) Если вожатый сможет пройти эти 21 дня постоянного стресса и самых разнообразных задач, то в будущем он уже будет готов ко всему, у него уже будет иметься безграничный опыт во всех сферах;
4) В первую неделю работала хорошая медсестра.
Понравилась статья? Поддержи бедного автора копеейчкой: 2202 2023 6224 3770 (Сбер).
Источники:
[1] Волгунов В. А., Анализ социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей // Мир науки, культуры, образования, 2: 87, (2010);
[2] А. И. Гражданкин, С. Г. Кара-Мурза, «Белая книга России: Строительство, перестройка и реформы: 1950 - 2013 - 2021 гг.» //
РискПром.рф, (2023).
Комментарии 2