Развитие производства в период становления человеческого общества требовало такого объединения предлюдей, в котором поведение его членов в первую очередь определяется коллективными потребностями социума, а не их местом в системе иерархии и доминирования или их животным эгоизмом (т.е. стремлением удовлетворять прежде всего свои инстинкты).
Ведь в группе, в которой её члены руководствуются первым делом собственными потребностями, неизбежны частые конфликты за предметы удовлетворения этих потребностей. Конфликты же нарушают ход производства, мешают передаче трудового опыта между конфликтующими сторонами, а также в их результате могут погибать способные к созданию орудий особи, обладающие большим производственным опытом [1].
Иначе говоря, производство в тот временной промежуток для своего развития требовало коллективистских отношений между предками человека. И если система иерархии после своего разложения 2,8 – 2,5 млн. лет назад [2] становлению этих отношений уже не мешала, то процесс постепенного подавления животного эгоизма шёл во время всего периода существования первобытного человеческого стада.
Началось становление коллективистских отношений сразу же после исчезновения системы доминирования с ограничения животного эгоизма посредством образования коллективной воли – формы общественного сознания, - отражавшей в правилах и нормах морали интересы всего социума [2].
Коллектив стихийно направлял поведение своих членов, определенным образом оценивая их поступки. Действия, которые шли вразрез с потребностями и интересами коллектива и наносят ему ущерб, оценивались как «зло», а поступки, направленные на удовлетворение потребностей и интересов коллектива, расценивались как «добро». Зло осуждалось группой, а добро – одобрялось, и таким образом социум требовал от всех его членов совершать только добро.
На основании этих оценок вырабатывались нормы и правила, закрепляющиеся в традициях и обычаях. Первой социальной нормой был запрет отстранять своих сородичей от пищи, в особенности от общей охотничьей добычи [2], так как в интересах социума - сохранение как можно большего количества особей, которые необходимы для коллективной охоты и обороны, которые могут быть успешны в создании орудий труда и т.д. В случае же, если инстинкты и прочие индивидуальные интересы предчеловека вступали в противоречие с коллективной волей, социум требовал от него - сначала по-хорошему, а потом и по-плохому, - чтобы он поступился своими узколичными интересами ради интересов группы, чем подавлялся животный эгоизм.
Несмотря на то, что каждый член коллектива независимо от своих личных желаний был обязан выполнять требования коллективной воли в форме правил и норм, со временем эти требования постепенно переставали выступать перед ними как что-то совершенно чуждое, так как предлюди на практике начинали замечать, что от удовлетворения потребностей социума зависит само существование социума, а, следовательно, и существование каждого его члена. То есть, коллективные потребности одновременно являются и личными потребностями каждого члена коллектива, причем потребностями более важными, ибо без их удовлетворения невозможно само существование индивида. По этой причине члены сообщества стали воспринимать требования коллективной воли не как нечто постороннее, а как свой долг перед сородичами, отчего требование коллектива к его члену превращалось в требование индивида к самому себе.
Позже и внешняя оценка коллективом поступков его членов становилась внутренней оценкой человеком своих поступков, что называется совестью. Индивид с развитыми чувствами долга и совести, выполняет требования коллективной воли уже не потому, что хочет одобрения или боится осуждения, а потому, что уже не может поступить иначе: выполнение долга перед коллективом стало его внутренней потребностью и доставляет ему удовлетворение, а невыполнение – угрызения совести.
Коллективная воля, выражая интересы социума, основанные на производственных, экономических потребностях, и формируя правила и нормы морали и чувства долга и совести, становится основным регулятором поведения членов коллектива, подчиняя себе их инстинкты и подавляя животный эгоизм. Удовлетворение биологических потребностей в норме начинает происходить только в рамках и формах, которые установил социум, а удовлетворение всех потребностей вообще всегда начинает носить общественный характер. Однако, процесс становления этих коллективистских отношений не имел мгновенного характера и занял от 2,77 до 2,46 млн. лет [3].
Положение о том, что поведение человека по большей части определяется социумом, в котором он живет, правильно по отношению ко всем этапам существования общества, не исключая и классового. Но в последнем процесс определения поведения носит неизмеримо более сложный характер: в классовом обществе нет единой коллективной воли, единой морали; воля господствующего класса выражается не только в морали, но и в праве; производственные отношения проходят через сознания людей и в других формах, кроме морали и права; классовые отношения на новой основе возрождают эгоизм. Все эти и многие другие обстоятельства затемняют в классовом обществе социальную природу человека.
Прозрачно эта сущность проявлялась лишь в первобытной коммуне (и еще проявится в коммунистическом обществе, идущем на смену классовому), где не было иного регулятора поведения людей, кроме морали, где коллектив сам непосредственно регулировал взаимоотношения своих членов, определял их поведение, где господствовал коллективизм и где не было места эгоизму.
Понравилась заметка? Поддержи бедного автора копеечкой: 2202 2023 6224 3770 (Сбер).
Источники:
[1] Older Vane. Орудийная деятельность // КРЯК (27.06.2023), URL: https://vk.com/wall-213062587_5446 ;
[2] Older Vane. Первобытное человеческое стадо // КРЯК (03.07.2023), URL: https://vk.com/wall-213062587_5491 ;
[3] Older Vane. Образование людского общества // КРЯК (18.04.2023), URL: https://vk.com/wall-213062587_3916 ;
4) Семёнов Ю.И. «Как возникло человечество», Изд. 2-е с нов. предисл. и прилож., М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 790 с, (2002).
https://chng.it/RzczTszBmb
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1