д. обусловлены социально-экономическим состоянием общества; что искусство зависимо от него, не находясь в стороне, а всегда выражая интересы тех или иных классов.
Искусство не может быть «вне политики», как утверждают некоторые свободные творцы и созидатели; а вся провозглашаемая ими свобода выражения заключается лишь в том, чтобы произведения имели нужные для буржуазии бесклассовые, пустые содержания и идеи, или, что бывает чаще всего, носили глубоко мещанское, пропитанное абстрактным гуманизмом и идеалами содержание.
Искусство в наше время не изучает жизнь, не преподносит её в наиболее чувственной, образно-наглядной, действительной форме, не занимается очеловечиванием, а наоборот, тушит и давит всё человеческое содержанием в ней, рождая лишь громкое шоу и нужный для монополий образец потребителя, который будет полон внутреннего восторга от создания нового приквела к фильму, игре, созданной по нему же, аксессуарам, украшениям и прочему.
В новейшем искусстве дело обстоит как раз наоборот — то, что делает художник, все более сводится к чистому знаку, знамению его личности. «Все, что я нахаркаю, все это будет искусство,— сказал известный немецкий дадаист Курт Швиттерс,— ибо я художник». Одним словом, то, что сделано, вовсе не важно. Важен жест художника, его поза, его репутация, его подпись, его жреческий танец перед объективом кинематографа, его чудесные деяния, разглашаемые на весь мир.
Михаил Лифшиц. Статья: «Почему я не модернист?»
Так же могут найтись люди, которые скажут: «У каждого свой вкус», - но как он может быть твоим, когда с самого твоего рождения тебя окружают одобренные и установленные министерством культуры, цензурой, частными компаниями и монополиями гнилые и реакционные продукты буржуазной культуры (всё искусство, от картин и театра до кино и игр)?
Питаясь ими, ты неизбежно получаешь отравление желудка, а, может, и привыкание, когда только новая доза яда может дать тебе минуты неестественного спокойствия и мимолётного ощущения радости в условиях рыночной экономики. Если у тебя есть желание наслаждаться искусством, то нужно быть художественно образованным человеком, оформлять и растить вкус, а его можно приобрести лишь зная и изучая подлинные образцы искусства.
Такие образцы мы увидим ниже, беря задачами:
1) Рассмотреть переход от реализма к соц. реализму;
2) Обнаружить их главные отличия;
3) И понять, как историческая объективная действительность влияет на творчество художника.
В этом нам помогут: Илья Ефимович Репин (1844 - 1930 гг.) и его ученик, Митрофан Борисович Греков (1882 - 1934 гг.). Выбор был не случайным: кроме присутствия явной связи учитель-ученик, Репин является одним из самых даровитых и талантливых представителей реализма, а Греков - одним из первых творцов-живописцев социалистического реализма.
Для начала обозрим исторические полотна Репина. Почему же выбор стал на данной, казалось бы, незначительной (в идейном смысле) картине? Художнику к юбилею существования государственного совета необходимо было написать картину по заказу царя, но даже здесь Репин не отказался от принципа действительного изображения жизни: государственных мужей показали, как деспотов и стяжателей. Их лица отражают жестокость, равнодушие и хитрость. Через несколько лет случится Первая Русская Революция, и все данные роскошь, пафос и грациозность в глазах общественности начнут выглядеть вовсе нелепыми и комичными.
https://chng.it/RzczTszBmb
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2