При рассмотрении эволюции предков человека бросается в глаза совпадение стадий их физического развития со стадиями совершенствования каменной индустрии. Это совпадение обусловлено тем, что процесс становления морфологии современного человека и процесс развития производственной деятельности в период первобытного человеческого стада представляли собой не два самостоятельных, параллельных процесса, а являлись двумя сторонами единого процесса формирования человеческого общества.
Физиологическая организация предлюдей изначально была во многом животной – она больше приспосабливала их к деятельности по присвоению продуктов природы, чем к производству. Животное пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего присутствия; человек же своими изменениями заставляет природу служить своим целям, господствует над ней, и это важное отличие человека от остальных животных, которым он обязан труду.
Развитие трудовой деятельности непрерывно требовало все большего изменения морфологии под деятельность по изготовлению и использованию орудий, поэтому огромное эволюционное преимущество получали именно те группы предлюдей, в которых развитие естественных органов (например, рук) способствовало улучшению трудовой деятельности. Усовершенствованные руки же, с одной стороны, являлись продуктом труда, а с другой стороны создавали предпосылки для дальнейшего развития труда, техники, производства и общественных отношений. Таким образом, совершенствование естественных органов было и результатом, и причиной развития труда.
Кроме того, для прогресса в производственной деятельности требовалось повышение уровня единства социумов предлюдей и, соответственно, обуздание их животного эгоизма, который этому единству препятствовал.
Постепенное укрощение животного эгоизма могло происходить и без изменения морфологической организации предков человека, но лишь до определенного предела – до разложения системы иерархии и доминирования. После же, повышение уровня сплоченности первобытного человеческого стада становилось невозможным без развития у предлюдей способности подавлять свои инстинкты, что предполагало некоторую перестройку структуры их мозга.
Таким образом, морфология предков человека препятствовала совершенствованию орудийной деятельности не только непосредственно, но и опосредствованно, начиная мешать на определенном этапе повышению уровня единства первобытного стада. Не только формирование человека как производительной силы, но и формирование человека как общественного существа требовало изменения физиологической организации предлюдей, причем требования, предъявляемые потребностями формирования общественного существа, совпадали с требованиями, предъявляемыми необходимостью формирования производительной силы.
Период становления общества был периодом постепенного повышения осознанности процесса производства у предлюдей: от простого понимания, что нужно сделать у камня острую кромку (техника разбития), к более сложному осознанию, как эту кромку можно получить (техника оббивки-отбивки), и, в конце концов, к планированию, какой именно метод получения кромки использовать. [1]
Поэтому становление производства было невозможно и без непрерывного развития познавательных способностей для повышения осознанности и методов социальной передачи информации, что также требовало определённой перестройки структуры мозга. Труд, таким образом, был не только результатом развития мозга, но и его причиной.
Понимание окружающего мира и самого себя с помощью развития общественного, объективного знания позволяло предчеловеку всё больше и больше овладевать собственным поведением, позволяло получить свободу и волю, образовать личность. Энгельс пишет: «Свобода заключается в господстве над самим собой и над внешней природой, основанном на понимании естественной необходимости, и поэтому она необходимо является продуктом исторического развития» [2]. Получение же управления собой позволяет еще больше расширить управление окружением. Таким образом, господство над собой является как результатом господства над природой, так и его причиной.
Процесс активного изменения физиологии предчеловека продолжался до тех пор, пока не возник современный человек, обладающий морфологией, которая практически не ставит преград на пути развития трудовой деятельности. С возникновением Homo Sapiens Sapiens - человека, обладающего свободой, волей, личностью и развитой речью, человека, для которого в мире нет непознаваемых вещей, а есть лишь непознанные, - завершается процесс обуздания инстинктов, становления родовой общины и общества. [3]
Понравилась заметка? Поддержи бедного автора копеечкой: 2202 2023 6224 3770 (Сбер).
Источники:
[1] Older Vane. Развитие каменной индустрии // КРЯК (03.08.2023), URL: https://vk.com/wall-213062587_5901 ;
[2] Энгельс Ф. «Анти-Дюринг», глава 11, URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Анти-Дюринг_(Энгельс)/11 (дата обращения: 12.08.2023);
[3] Older Vane. Образование людского общества // КРЯК (18.04.2023), URL: https://vk.com/wall-213062587_3916 ;
4) Семёнов Ю.И. «Как возникло человечество», Изд. 2-е с нов. предисл. и прилож., М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 790 с, (2002);
5) Older Vane. Этапы эволюции психики // КРЯК (09.01.2023), URL: https://vk.com/wall-213062587_4189 .
https://chng.it/RzczTszBmb
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1