Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?».
Наверняка вы помните, что барометр – это прибор для измерения атмосферного давления.Так вот ответ студента гласил: «Чтобы измерить высоту здания с помощью барометра, нужно подняться с этим прибором на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем поднять его обратно. После этого нужно измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания».
Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему 15 минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении 5 минут студент все еще ничего не написал в экзаменационном листе.Резерфорд спросил его, признает ли он свое поражение, на что молодой человек заявил, что на самом деле у него есть несколько решений этой задачи, и он просто не может выбрать лучшее.Заинтересовавшись неординарным студентом, Резерфорд попросил его приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока.Новый ответ на вопрос звучал так: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислите высоту здания».
Резерфорд спросил своего коллегу преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако он попросил, чтобы юноша рассказал и другие решения, о которых он упоминал.– Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, – начал студент.
– Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.
– Неплохо, – сказал Резерфорд. – Есть и другие способы?
– Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки.
Сосчитав количество этих отметок, и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.
– Если вы хотите более сложный способ, – продолжал он, – то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше.
Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.
– Наконец, – заключил он, – среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр, который я вам подарю, если вы скажете мне высоту этого здания».
Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но добавил, что он по горло сыт школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.Этим студентом был Нильс Бор, датский физик-теоретик и один из создателей современной физики, получивший в 1922 году Нобелевскую премию по физике.
Комментарии 1