Она была ещё молода, но выглядела намного старше своего возраста - жизнь вдовы врага народа была несладкой.
Рахиль и сама несколько лет провела в лагерях - отказалась свидетельствовать против мужа и признавать его изменником родины.
Михаил Эммануилович Плисецкий и Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая с дочерью Майей
Рахиль Мессерер с детьми Майей и Александром, 1932 год
Михаила расстреляли в 1938 году, а через пару месяцев забрали и Рахиль вместе с грудным малышом на руках...
Двух старших детей четы Плисецких ждал детский дом, но их тетке по материнской линии, балерине Суламифь Мессерер, удалось забрать племянников к себе на воспитание.
Суламифь Михайловна Мессерер (1908 — 2004)
Именно она познакомила маленькую Майю с танцевальным искусством, и та страстно влюбилась в пуанты в первую же секунду своего пребывания на сцене. Она была такой во всем - огненной, влюбчивой, способной воспылать страстью в один миг - и до самого конца.
Первый бурный роман Майи закончился трагически: ее партнёр по сцене Вячеслав Голубин, не смог справиться с одолевавшими его демонами и самостоятельно ушел из жизни.
Балерина тяжело переживала потерю, но ее сердце не умело долго оставаться без любви, и Майя нашла ее в объятьях Мариса Лиепы.
Поговоривали, что Плисецкой двигал и холодный расчет - как дочь предателей родины она была невыездной, и только штамп в паспорте мог дать ей возможностью уехать на заграничные гастроли. Два преуспевающих артиста балета недолго готовились к супружеской жизни, а ещё меньше - ей наслаждались.
Марис Лиепа и Мария Плисецкая
Сам Лиепа позже рассказывал, что брак их продлился в лучшем случае пару недель.
- Ещё в понедельник Майя рассказывала всем, какой я потрясающий, а в воскресенье - уже видеть меня не могла, - делился он со смехом.
Через три месяца они развелись официально. Мать Майи только мрачно усмехнулась - она предвидела крах их отношений уже в тот момент, когда дочь познакомила ее с избранником.
- Характер у тебя отвратительный! - повторяла она Майе. - Склочный, неуживчивый! Кого ты только себе найдешь?!
Балерина с ней не спорила: сама понимала, что далеко не подарок, слишком вспыльчивая и яркая - мужчины обычно таких не любят.
Главного мужчину в своей жизни Майя повстречала на творческом вечере у Лили Брик, которая обожала собирать у себя творческих юношей и девушек. Родион Щедрин уже тогда считался талантливым композитором, а Майя - кроме того, что бесподобно танцевала - ещё и изумительно пела.
Ещё до их встречи музыканту давали послушать ее "хореографическое пение", записанное на пластинку, и Родиона оно потрясло до глубины души. В своем воображении он рисовал себе неземную красавицу, с которой непременно желал познакомиться.
Однако то ли впечатлений в тот вечер и без того было немало, то ли внешность Майи композитора не впечатлила - любви с первого взгляда у них не вышло.
Плисецкая вспоминала, что в ту встречу между ними проскочила некая искра, но она тут же исчезла, будто бы ее и не было.
По-дружески молодые люди немного поговорили о музыке, а затем Родион подвёз балерину до дома на своей "Победе". На этом все могло закончиться, но на самом деле - только началось.
Через три года, за которые Плисецкая успела выйти замуж за Лиепу и так же стремительно с ним развестись, дороги Майи и Родиона пересеклись вновь.
Работая над "Коньком-Горбунком", Щедрин напросился к старой знакомой на репетицию, чтобы набраться вдохновения.
Плисецкая встретила его в дверях, запыхавшаяся после танца, в невероятно обтягивающем черном трико. И вот тогда Родион пропал - раз и навсегда.
Тем же вечером он уговорил танцовщицу покататься с ним по ночной Москве, а после они вместе отправились на отдых в Сочи. Их роман развивался стремительно - Майя ничего не умела делать наполовину. Совсем скоро она поняла, что беременна.
Для 33-летней балерины рождение ребенка означало бескомпромиссное окончание карьеры, но Плисецкая не была готова так скоро расставаться со сценой.
- Тебе осталось танцевать всего два года, они ничего не значат! - умолял Родион, мечтавший о семье.
Но Майя была непреклонна: для нее эти годы значили все. Рожать она не стала ни тогда, ни потом - так и не захотела. Щедрин, в конце концов, смирился с ее решением - слишком сильно он любил свою Майю.
Несмотря на то, что балерина отказалась от ребенка, брак ей все ещё был необходим. Кроме всех остальных проблем, к Плисецкой зачастили визитёры из КГБ, подозревавшие танцовщицу едва ли не в шпионаже.
Только свадьба с порядочным мужчиной, не вызвавшем у властей подозрений, могла улучшить ее положение. Майя не стала хитрить и лукавить и поставила Родиона перед фактом:
- Нам непременно нужно пожениться!
Композитор вновь не спорил, хотя против этого союза рьяно выступала его мать, имевшая на него грандиозное влияние. Еврейка, из семьи предателей родины, разведенная, да ещё и на семь лет старше ее сына - не о такой невестке мечтала Конкордия Ивановна! Отговоривали Щедрина и люди куда более серьезные:
- Не смейте жениться на дочери врага народа, вы испортите себе репутацию! - предупреждали его в ЦК КПСС, но Родиону было все равно.
Он был уверен в своем решении, и никто не мог сбить его с толку, а всем недовольным оставалось лишь смириться.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Брак, на удивление, оказался счастливым. Щедрин умел находить подход к своей импульсивной возлюбленной и улаживал все конфликты. Для Майи он писал восхитительную музыку, которая вдохновляла ее каждый день.
- Без мужа я ничего бы не добилась! - повторяла Плисецкая, подчеркивая его заслуги.
Впрочем, самого Родиона невероятная слава супруги на балетной сцене и не смущала - он чувствовал за любимую только гордость и не страдал от того, что был вынужден находиться в ее тени.
Позже композитора упрекали, что собственную музыкальную карьеру он сделал лишь благодаря жене, но и на такую критику Щедрин отвечал улыбкой и пожатием плеч.
Супруги прожили вместе 57 лет, и за это время в их жизни было разное - не обошлось и без отношений на стороне.
Громче всех в кулуарах судачили о романе композитора с актрисой Марией Шелл.
Мария Шелл
Она была влюблена в Родиона до дрожи, ее не смущало даже то, что Плисецкая была ее закадычной подругой. Шелл даже подарила им особняк в Мюнхене, когда чета решила перебраться в Германию.
Хотя актрису и убеждали, что рассчитывать ей не на что, и Щедрин никогда не оставит свою жену, та продолжала надеяться. Однажды ей показалось, что до безграничного счастья осталось совсем немного: композитор пообещал ей развестись с женой, и поехал к ней для финального разговора...но так и не добрался.
Напрасно она звонила ему: Родион не брал трубку. Мария поняла, что проиграла. Для нее это стало таким тяжёлым ударом, что вечное забытье показалось наилучшим вариантом. К счастью, актрису успели спасти, но несколько лет ей пришлось проходить лечение в психиатрических клиниках.
На отношениях Майи и Родиона этот эпизод не сказался - по крайней мере, насколько это известно досужим сплетникам и журналистам.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Великой балерины не стало в возрасте 89 лет. Она покинула этот мир в 2015 году. Ее муж ещё жив - в этом году ему исполнится 92 года. #ИсторияЛюбви#знаменитости
Спасибо за интересный пост. Плисецкая-талантливая балерина,красивая женщина. Аристократичная,порой холодная и надменная,но с близкими и родными-добрая,справедливая,готовая помочь в любых трудностях.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Юмор в «местах не столь отдалённых» не лучшая тема для кино
Мало кто знает, что у знаменитого фильма «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» Леонида Гайдая могло быть продолжение. В конце 60-х, после оглушительного триумфа фильма, сюжет для него придумали достаточно быстро. Действие фильма должно было проходить в тюрьме, куда попали Трус, Балбес, Бывалый и товарищ Саахов. Проект был зарублен в самом начале. От него осталась только вот эта фотография и воспоминания создателей.
Комментарии 3
Плисецкая-талантливая балерина,красивая женщина.
Аристократичная,порой холодная и надменная,но с близкими и родными-добрая,справедливая,готовая помочь в любых трудностях.