
Нароттам Дас Тхакур был воплощением учения Гаудиа. Он передавал любовь к Богу через свою, известную нам, поэзию и жил с этой любовью также поэтично. Он был совершенным преданным, архитипом посланца Божественного, чьи черты описывают Шесть Госвами каждый раз, когда их перо касалось пальмовых листьев. Даже больше, чем Шриниваса и Шьямананду, Нароттама помнят, как величайшего представителя Гаудиа, возможно, потому, что суть философских концепций Гаудиа Вайшнавизма в каждой из его песен.
Описание жизни Шри Нароттама Даса Тхакура можно узнать из «Према Виласы». Шри Нароттама Даса Тхакур, также известный как Шри Тхакура Махасайя, родился в 1534 году в cемье царя Кришнананды Даты и его жены Нараяни-деви. Он имел все признаки махапуруши (возвышенной святой личности): длинные руки, глубокий пупок, золотое лицо, прекрасные лотосоподобные глаза. В школе он был шрути дхара (способным запоминать всё услышанное). Также он быстро стал знатоком санскрита и ведических писаний. Всю жизнь он оставался в ашраме брахмачари.
В 1574 году Нароттама Даса организовал фестиваль в Кхетури, который стал проводиться ежегодно и сыграл большую роль в объединении разрозненных групп гаудия-вайшнавов и в формировании общего гаудия-вайшнавского богословия. Нароттама Даса более всего известен своей поэзией бхакти, где он описывает любовные чувства в лилах Радхи и Кришны. Его молитвы «Шри Рупа манджари-пада» и «Шри Гуру-чарана-падма» регулярно поются в храмах Гаудия-матха и Международного общества сознания Кришны как часть религиозного ритуала.
Примечателен тот факт, что Нароттама Даса Тхакур отказался съесть зерновую пищу во время обряда анна-прашнам (традиционного обряда для новорождённых, когда ребёнку предлагают зерновые). Hароттам, будучи младенцем, с отвращением отказался от еды. Когда же в отчий дом пришёл благочестивый вайшнав с такой же пищей, но предложенной сначала Кришне, Hароттам съел её. Всем стала ясна причина отказа — эта пища не была прасадом. Это говорило о высоком уровне преданности ребенка, что не могло не радовать родителей.
Повзрослев, Нароттам стал образцовым учеником и овладел всеми академическими предметами, а также религиозными писаниями. Однако его любимым занятием было — сидеть у стоп Кришнадаса, пожилого брахмана, внимая его повествованиям о лилах Чайтаньи Махапрабху. Эти истории увлекали его и дарили ни с чем несравнимое наслаждение. Ещё тогда он предался Господу Чайтанье без оглядки.
Однажды, вскоре после того, как Нароттаму исполнилось 13 лет, к нему во сне пришёл Нитьянанда Прабху и сказал: «Завтра на восходе солнца ты должен искупаться в реке Падма. В это время ты получишь всю полноту Гаура-премы, любви к Богу». Проснувшись, Нароттам немедленно исполнил волю Нитьянанды Прабху и побежал к реке.
Войдя в Падму, Нароттам почувствовал, как в нём происходит необыкновенное превращение. В этот момент перед ним появился Махапрабху и нежно обнял его. Когда их тела слились, он почувствовал, как сама сущность Махапрабху охватила его душу. Говорится, что в этот момент смуглая кожа Нароттама приобрела цвет расплавленного золота — отличительный цвет тела самого Махапрабху. В наши дни Према-тали Гхат в Бангладеш, где произошло это историческое событие, посещают многие паломники.
Нароттама Даса Тхакур мечтал служить Кришне.
Царь Кришнананда, отец Нароттама, боялся, что его сын убежит из дома и станет отшельником. Для царя это было бы ужасно — его единственный сын, наследник престола, уходит, как будто все богатства мира ничего не стоят. У Кришнананды были и планы на женитьбу Нароттама. Отречённый образ жизни — это совсем не то, что
он готовил для своего юного Нару.
Чтобы его планы сбылись, Радж Кришнананда поручил лучшим охранникам караулить Нароттама день и ночь. Из любви к сыну он сделал Нароттама узником в собственном доме. Тем не менее, Нароттам продолжал лишь воспевать имена Чайтаньи Махапрабху, Радхи и Кришны.
День и ночь Нароттам молился: «О мой Господь, Гауранга Махапрабху, освободи меня от этой безумной жизни, семейной привязанности и позволь служить Тебе в обществе осознавших себя вайшнавов!». Его единственное стремление стало настолько сильным, что он уже не спал, его ум и сердце были полностью поглощены играми Господа и Его миссией.
Нароттам нашёл-таки возможность уйти. «Теперь или никогда» — решил он. Осторожно обойдя стражу, он сумел убежать в лес, полный решимости найти дорогу в священный Вриндаван. Но чтобы попасть во Вриндаван, нужно было пройти пешком через большую часть Индии. Нежное и холёное тело царского сына с трудом переносило тяготы пути, и он начал испытывать утомление и голод. Через три дня его ноги покрылись волдырями, и в какой-то момент от истощения он потерял сознание.
Тогда к измождённому Нароттаму под видом брахмана с золотистой кожей и горшком молока пришёл Махапрабху. Не узнав в брахмане Самого Шри Чайтанью, Нароттам просто заснул, снова поддавшись истощению. Рупа и Санатана пришли к нему во сне, чтобы подбодрить. «Нароттам, скоро твои страдания окончатся. Махапрабху принёс молока, чтобы поддержать тебя. Выпей всё до дна и продолжай свой путь во Вриндаван». Когда он проснулся, в его сердце всё звучали слова Рупы и Санатаны, и Нароттам разрыдался от счастья.
В вечных лилах Кришны одно из служений Нароттама в качестве манджари— обеспечивать Шри Радху и её ближайших подруг гопи молоком. На сей раз Кришна в форме Махапрабху отвечал ему тем же, подавая молоко своему чистому преданному. Размышление об этих любовных отношениях — вот что по-настоящему подкрепило Нароттама, и скоро он с новой силой продолжил свой путь во Врадж.
Во Вриндаване состоялась встреча Нароттама Даса Тхакура, Рупы Госвами и Санатаны Госвами. По мере того, как Нароттам знакомился с наиболее знаменитыми преданными, наибольшее впечатление на него произвёл Локанатха Госвами, чья исключительная скромность и аскетизм были признаны всеми вайшнавами.
Он принял шикшу в Гаудия философии от Шри Дживы Госвами и дикшу (духовное посвящение) от Шри Локанатхи Госвами. Два года Нароттама преданно служил Локанатхе Госвами, выполняя всю работу, и удостоился чести стать его единственным учеником. Ни до, ни после этого, Локанатха Госвами никому никогда не давал посвящения. Локанатха Госвами дал Hаротаму Радха-Кришна-мантру, а также мантру Гаятри. Он открыл Hароттаму его служение в духовном мире как Чампака-манджари, которая служит Радхе.
Впоследствии во время совместного путешествия с другими садху по Бенгалии, Нароттама Даса Тхакур распространял труды Гаудия-вайшнавизма, авторами которых были Рупа и Санатана Госвами.
В 1611 году Нароттама Даса Тхакура оставил этот бренный мир. Было ему тогда 77 лет, а произошло это следующим образом.
Узнав о том, что его близкие друзья-вайшнавы — Рамачандра-Кавирадж и Шриниваса вернулись в духовную обитель, Нароттама Даса Тхакур, преисполненный чувства разлуки, провёл нектарный киртан в храме Господа Чайтаньи. Не в силах больше быть в разлуке с Кришной, Нароттама Даса принял решение уйти к нему в духовный мир, он вошёл в транс, и погрузился в Радха-Кришна-лилу.
Через несколько дней Hароттама Даса Тхакур оставил этот мир. При этом присутсвовали его ученики и другие вайшнавы. Нароттама вошёл в Гангу, неустанно воспевая имена Кришны вместе с Рама Кришной и Ганганараяной Чакраварти. А затем тело его просто исчезло в священных водах Ганги, превратившись в молоко. Вайшнавы набрали это молоко в кувшин и он до сих пор стоит в самадхи Нароттама Даса Тхакура.
Нароттама Даса служит Шримати Радхике как Чампака Манджари.
Его самадхи находится во внутреннем дворе храма Радхи Гокулананды.
krishna-tv.com
Нет комментариев