![🙏](https://st.okcdn.ru/static/emoji/14-0-0/20/1f64f@2x.png)
Поэт родился в семье брахмана Бходжадевы в деревне Кендули Сасан в Ориссе, недалеко от города Пури.
Датировки жизни Джаядевы возможны благодаря его упоминанию о себе в строфе 1.4 текста 1 «Гита Говинды». В ней Джаядева называет своих современников — поэтов Умапатидхару, Шарану, Говардхану, Дхойи — и среди них самого себя.
Джаядева также сообщает о себе, что он родился в Киндубилве. Последняя тождественна, по всей видимости, упомянутой Кендули на берегу реки Аджай в Бенгалии, где ежегодно в последний день месяца магха (январь—февраль) справляется праздник в честь поэта.Шри Джаядева Госвами был пандитом при дворе Шри Лакшмана Сены, короля Бенгалии.
Он жил в Бенгалии примерно за триста лет до явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Он был автором «Шри Гита-Говинды», о которой упоминает Кришнадас Кавираджа Госвами в «Чайтанья-чаритамрите»: «День и ночь в обществе Сварупы Дамодары и Рамананды Рая Шри Чайтанья Махапрабху слушал в великом восторге песни Видьяпати и Чхандидаса, а также драму, написанную Раманандой Раем. Также он услаждал свой слух «Кришна-Карнамритой» и «Гита-Говиндой».
О жизни Шри Джаядевы есть великое множество легенд. Приведённая ниже захватывающая история, в целом, принимается как достоверная.
Шри Джаядева Госвами работал над особенно чувственным фрагментом «Гита-Говинды», где шло повествование об отношениях Кришны с гопи во главе с Радхарани. Он погрузился в глубокую медитацию на то, о чём писал в этом фрагменте, и обеспокоился тем, что зашёл, возможно, слишком далеко в описаниях возвышенных качеств гопи. Джаядева не решался написать что-либо, что могло бы уменьшить положение Кришны как Верховной Личности Бога. «Но всё-таки Кришна — это Верховная Личность Бога. Как может Он подчиняться гопи?...», — думал он.
Джаядева Госвами вдохновился написать строку, где говорилось, что Кришна склоняется, чтобы коснуться лотосных стоп Шри Радхи. Но тут рука его вдруг дрогнула и соскользнула со страницы. Он колебался и стал размышлять в удивлении: «Как мог я додуматься до такой писанины? Как мог я так обнаглеть, чтобы написать это чёрным по белому?» И тогда он решил сходить искупаться в Ганге, в надежде на то, что, возможно, после этого к нему придёт какое-то вдохновение.
Джаядева Госвами пошёл совершать дневное омовение перед почитанием Радха-Мадхава маха-прасада, оставив жену Падмавати дома готовить для Божеств. Пока его не было, в доме у него появился Кришна, переодетый Джаядевой. Кришна подошёл к письменному столу Джаядевы и нашёл там пальмовые свитки, на которых была написана «Гита-говинда». Кришна взял перо Джаядевы и написал стих, в котором была строка «дехи падапаллава-мударам», что означает : «Кришна склоняет голову к лотосным стопам Шри Радхи». После этого, переодетый в Джаядеву Кришна сел и съел весь прасад, приготовленный Падмавати. Закончив с прасадом, Кришна вышел из дому и исчез.
Как раз в это время Джаядева возвратился домой после омовения в Ганге. Когда он спросил о прасаде, жена пришла в замешательство. Она рассказала Джаядеве о том, что только что произошло в их доме, и он чрезвычайно изумился. Он подошёл к своей книге и увидел, что ещё непросохшими чернилами в ней был написан тот стих, который он обдумывал перед тем, как уйти принимать омовение в Ганге: «дехи падапаллавам ударам — Кришна склоняет голову к лотосным стопам Шри Радхи»...
Увидев этот стих, он сказал Падмавати: «О чудо! Посмотри: я же тебе говорил, что не осмеливаюсь писать этого, но именно это и написано, слово в слово, как я сочинил». Слёзы экстаза рекой потекли из его глаз, потому что он понял таинство всего произошедшего. «Падмавати! — сказал он. — А тебе повезло больше всех. Сам Кришна написал эту строку — дехи падапаллавам ударам — и принял прасад прямо из твоих рук».
«Гита Говинда» повествует о глубоком чувстве разлуки, которое испытывает Шри Радхика перед танцем раса. Автор Джаядева Госвами описывает «Гита Говинду»: «Всё, что есть восхитительного в различных мелодиях, всё, что есть изящного в поэзии, и всё то изысканное, что есть в сладостном искусстве любви — счастливые и мудрые люди найдут это в песнях Джаядева». Эта лирическая поэма считается не только одним из наиболее значительных поэтических памятников, но и важным звеном в многовековой истории вишнуизма.
После завершения «Гита Говинды», Джаядева поехал во Вриндаван, а свои последние дни провёл в Джаганнатха Пури. Он ввёл ежедневное чтение «Гита Говинды» в храме для удовлеворения Господа Джаганнатхи.
Кроме «Гита-Говинды» Джаядева Госвами написал ещё и другую книгу под названием «Чандралока». А знаменитая «Даш-Аватара-Гита», рассказывающая о десяти аватарах Вишну, — это часть «Гита-Говинды».
Шрила Бхактивинода Тхакур писал, что хотя Чхандидаса, Видьяпати, Билвамангала и Джаядева жили до того, как Шри Чайтанья Махапрабху проявился внешне в этом мире, концепция Чайтаньи Махапрабху о бхакти возникла в их сердцах и была выражена в их произведениях.
День ухода Джаядевы Госвами приходится на Пауша-шанкранти. Сейчас в Кендубива-Граме, где родился Шри Джаядева Госвами, каждый год в этот день отмечается праздник — «Джаядева-мела».
Его самадхи находится в районе 64 Самадхи.
krishna-tv.com
Нет комментариев