Рагхунатха Дас Госвами явился в этот мир в 1495 году. Он был одним из шести Госвами Вриндавана, учителем которых был сам Господь Чайтанья.
Родился он в небольшом селении Чандпур, которое находится на месте нынешнего Шри Кришнапура, в двух милях от Сантаграма провинции Хугли в Западной Бенгалии. Его отец, Говардхана Маджумдара, принадлежал не к брахманическому сословию, однако владел большим количеством земель, и состояние его измерялось миллиардами. Все эти богатства должен был унаследовать Рагхунатха Даса Госвами, так как в их семье других наследников мужского пола больше не было.
Баларама Ачарья, возвышенный и авторитетный преданный Сантаграма, начал наставлять Рагхунатху в основах учения вайшнавов ещё с раннего детства. Он хотел взрастить в своём ученике настоящую святость. После ухода учителя из этого мира, цветок преданности в сердце Рагхунатхи взращивал сам Харидас Тхакур, который поддерживал общение с Баларамой Ачарьей. Харидас Тхакур пролил на юного Рагхунатха свои благословения.
В возрасте 15 лет Рагхунатха впервые встретил Господа Чайтанью. В 1510 году известие о санньясе Шри Чайтаньи достигло Сантаграма. Узнав, что Нитьананда Прабху отговорил Шри Чайтанью от паломничества во Вриндаван и привёл Его в местность, расположенную близ Шантипура, Рагхунатх Дас просил разрешения отца пойти туда, чтобы увидеть великого Шри Чайтанью, о котором так много рассказывал ему святой Харидас Тхакур. Но юноша был слишком молод, всего пятнадцати лет от роду, и отец сомневался, стоит ли позволять своему сыну-аристократу общаться с большим числом отречённых. Говардхан не хотел, чтобы единственный наследник отрекался от мира и уходил из семьи. И всё же Рагхунатх Дас убежал из дома в Шантипур и увиделся со Шри Чайтаньей Махапрабху.
Четыре года спустя, когда Рагхунатху было почти девятнадцать, Шри Чайтанья вернулся в Шантипур. Сейчас, сильней, чем когда бы то ни было, Рагхунатх Дас жаждал общения с Ним. Видя, что удержать сына ему не удастся, Говардхан покорился судьбе и больше не противился его желанию искать духовности. Он только просил Рагхунатха хранить осторожность и поскорее вернуться домой.
Юноша был доставлен в Шантипур в сопровождении великолепного эскорта. Прибыв на место, он тотчас же отправился в дом Адвайты Ачарьи, где состоялась его первая встреча со Шри Чайтаньей, и где Чайтанья Махапрабху остановился вновь. Слёзы любви хлынули из глаз Рагхунатха Даса, когда он увидел Шри Чайтанью, улыбавшегося ему, точно старому другу.
Несмотря на горячее желание Рагхунатха Даса отречься от семьи и богатства, Шри Чайтанья повелел ему возвратиться домой. «Господь Кришна призовёт тебя к отречению в надлежащее время, — сказал Шри Чайтанья, — а пока живи, как обычный человек».
Спустя шесть дней Рагхунатх Дас вернулся в Сантаграм. Ощущая себя совершенно новой личностью, Рагхунатх Дас продолжал получать наставления Шри Чайтаньи изнутри своего сердца. Он умело управлял имением отца и женился на девушке несказанной красоты. Ведя, на первый взгляд, роскошную жизнь богача, в глубине души Рагхунатх Дас торопил день, когда сможет отречься от всего мирского, предпочтя ему простоту и аскетизм.
Достигнув же 19-летнего возраста и получив благословения Господа Нитьянанды, он оставил жену, которая была прекраснее любой апсары, танцевавшей для царя Индры, и сказочные богатства. Путь его лежал в Джаганнатха пури, где он посвятил себя сокровенному служению Шри Гаура Райе и своему шикша-гуру Сварупе Дамодаре Госвами на протяжении 16 лет.
В течение шестнадцати лет он служил Шри Чайтанье Махапрабху и своему наставнику Сварупе Дамодаре Госвами в Джаганнатха Пури. Господь Гауранга передал ему Своё личное Божество Говардхана-шилу и гунджа-малу.
После того, как Шри Чайтанья Махапрабху покинул этот мир, Рагхунатха дас не хотел больше жить и потому отправился во Вриндаван, чтобы покончить с жизнью, бросившись с Говардхана. Во Вриндаване Шри Рупа и Санатана Госвами удержали его от этого шага. Они убедили Госвами продолжать жить и ежедневно рассказывать об играх Господа, что он и делал на протяжении трёх часов каждый день, вплоть до самой смерти. Подобная практика Рагхунатха Даса дала возможность Рупе и Санатану регулярно слушать из его уст повествования о Шри Чайтанье Махапрабху. В конце концов, среди вайшнавов имя Рагхунатха Даса стало нераздельным с именем Рупы и Санатана. Тесно подружившись между собой, они продолжали своё служение во Вриндаване до последних дней жизни.
Три часа в день он посвящал киртанам, повествуя о жизни Чайтаньи Махабху, ибо он на протяжении 16 лет наблюдал все самые сокровенные игры Господа Чайтаньи в Пури. Днём он не покидал Чайтанью, а ночью с Господом оставался Сварупа Дамодара. И Сварупа Дамодара рассказывал ему обо всём, что происходило ночью. В мельчайших деталях он знал жизнь Господа Чайтаньи и мог без конца рассказывать о ней. Всё остальное время Рагхунатхи даса Госвами было посвящено смаранам — памятованию о Господе. Спал он всего 1,5 часа в сутки в течение последних 70 лет.
Большую часть времени Рупа и Санатана проводили в самом Вриндаване, тогда как Рагхунатх Дас путешествовал в городок Говардхан во Врадже, где предавался медитации близ прекрасного озера, известного в наши дни под названием Радха-кунда. Впоследствии Радха-кунда прославилась среди вайшнавов как мистическое жилище Рагхунатха Даса Госвами или «Даса Госвами», как называли его во Вриндаване, поскольку именно здесь в маленьком домике он и решил поселиться.
Рагхунатх Дас не сразу обзавёлся жильём, поначалу он просто садился под открытым небом и погружался в медитацию на Божественную пару Шри Шри Радха-Кришну. Широко известная история о раннем пребывании беззащитного Даса Госвами возле Радха-кунды ныне увековечена. «Бхакти-ратнакара» описывает такой эпизод. Как-то раз, во время глубокой медитации Госвами, тигр с тигрицей пришли на водопой к Шьяма-кунде, находящейся в непосредственной близости от Радха-кунды. Хотя Дас Госвами по этому поводу не проявлял никакого беспокойства, Господь Кришна низошёл на землю и Сам охранял его, чтобы медитация Рагхунатха ничем не нарушалась и жизнь не подвергалась опасности.
Санатана Госвами, случайно проходивший мимо, стал очевидцем этой сцены. Когда тигры и Господь Кришна удалились, он подошёл к Дасу Госвами, стал убеждать его в необходимости построить хижину, чтобы не вынуждать Господа Самому приходить на его защиту. Однако Дас Госвами, сосредоточенный только на медитации, не воспринял всерьёз совет Санатаны.
Но, спустя какое-то время, аналогичный инцидент повторился, и Рагхунатх уже не мог не придать ему значения. Однажды, когда в течение нескольких часов он неподвижно сидел в медитации под палящими лучами солнца, преданные стали волноваться за его жизнь. В это время появилась Радхарани и, встав за спиной великого преданного Рагху, заслонила его от жарких солнечных лучей концом своего сари. Санатана Госвами, вновь оказавшийся рядом, видел всё происходящее и заметил, что одежды Радхарани намокли от трансцендентного пота, когда, совершая любовную аскезу ради Рагхунатха Даса, она охраняла своего верного преданного. Затем, обернувшись к Санатане, Шримати Радхарани улыбнулась и исчезла.
После описанного случая Рагхунатха Дас Госвами построил маленькую хижину, дабы любящей его Радхике не приходилось впредь брать на себя заботу о защите его от полуденного зноя.
Рагхунатха Дас Госвами прославлял божественную чету Радхи-Кришны, сидя на берегу Радха-Кунды в течение 40 лет. Он вёл аскетичную жизнь настоящей чистой преданности. Рагхунатха Дас Госвами» — пример отречения от материального мира и мирских желаний, необходимого для обретения возможности вечного любовного служения Радхе-Гиридхари в нитья-никунджа-лилах на Радха-кунде.
Бхаджан Рагхунатхи Даса Госвами состоял из 64 кругов в день — это 100 тыс. святых имён; предложения 1000 поклонов Кришне, омовения в водах Ганги 3 раза в день, предложения 2000 поклонов Вайшнавам, сон в течении 1,5 часов в течение 70 лет, а в некоторые из дней Рагхунатха дас Госвами оставался совсем без сна, находясь в постоянном памятовании о Господе. И делал всё это от чистого сердца. Таким образом он выражал своё почтение и любовь к преданным, хотя был великим учёным и глубоко осознавшим себя святым.
В день он выпивал всего одну чашечку пахты. Он не ел ничего, кроме необходимого для поддержания души в теле. После того, как Господь Чайтанья оставил этот мир, он вкушал только фрукты и молоко. После ухода Шри Санатаны Госвами он стал выпивать только 1-2 чашечки пахты. Когда же Шри Рупа Госвами вошёл в нитья-лилу, Рагхунатха Дас Госвами перестал есть и пить вовсе. Огонь разлуки с Господом и его возлюбленными преданными сжигал его. Приближённые же очень страдали, видя Рагхунатху даса Госвами в таком положении. Он почти полностью прекратил принимать пищу, и поэтому был очень худ и слаб здоровьем. Его одежда состояла из простого куска ткани и старого шарфа. Но говорится, что глаза Рагхунатхи были всегда полны слёз от испытываемых им духовных эмоций.
Шри Рагхунатха дас Госвами оставил после себя 3-х томное наследие: «Става-малу» (содержит Маннах Шикшу, Вилапу-Кушуманджали и другие), «Мукту-кариту» и «Дана-Чару» (Дана-Кели-Чинтамани). В «Джайва Дхарме», Шрила Бхактивинод Тхакур сказал: «Рагхунатха даса Госвами показал трансцендентный метод предания себя любовному служению Шри-Шри Радхе и Кришне».
Рагхунатха Даса писал и учил, что священное служение Шримати Радхарани во Вриндаване — вершина духовного совершенства. Его называют «прайоджана ачарья», учителем, который показал самую возвышенную цель человеческой жизни. Рагхунатха Дас Госвами показал главенствующую роль Шримати Радхарани. В «Вилапа-Кушуманджали», сборнике сокровенных молитв, он подчеркивает, что служение лотосным стопам Шримати Радхарани — это высшая цель преданного.
Рагхунатха Дас — это инкарнация Расы Манджари. Говорят также, что он является инкарнацией Рати Манджари, иначе называемой Туласи. Кроме того, существует мнение, что Рагхунатха Дас — инкарнация Бхану-мати Манджари.
Рагхунатха Дас прожил очень долгую жизнь. Большую часть своей жизни, как и последний период, он провёл берегу священного озера Радха-кунды.
Шрила Рагхунатха Даса Госвами оставил этот мир в 1571 году. Его бхаджан-кутир, место, где он совершал поклонение, сохранилось до сих пор и является местом паломничества.
https://krishna-tv.com
Нет комментариев