🙂 Судите сами:
Оклад на обе доски серебряный золоченый, украшенный эмалью, альмандинами и бирюзой, в переплете зеленого бархата, с застежками-крючками и корешком в виде трех широких полос, состоящих из подвижно соединенных звеньев. В центральной части верхней доски вверху помещена чеканная композиция «Воскресение — Сошествие во ад». Ниже «Воскресения — Сошествия во ад» находится сцена «Распятие», композиции практически не разделены. По сторонам от креста расположены поколенные изображения скорбящих предстоящих Богоматери, Иоанна Богослова, Марии Магдалины и Лонгина Сотника. В верхней части композиции по сторонам от креста — полуфигуры двух ангелов. Прямоугольный средник окружен рамкой, где в арочных обрамлениях на сине-зеленом эмалевом фоне помещены двадцать восемь поясных и поколенных изображений апостолов с книгами и пророков со свитками.
На полях оклада в восемнадцати клеймах с килевидными завершениями помещены четырнадцать литых пластин с изображениями двунадесятых праздников и избранных святых. В угловых клеймах на эмалевом фоне синего цвета находятся изображения символов евангелистов: вверху, в левой части, — ангел, с правой стороны — лев, внизу, слева, — телец, справа — орел. На полях помещены следующие изображения: вверху, в центре, — Христос на троне с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей. Слева от Деисуса — «Вознесение», справа — «Преображение», на полях справа — «Сретение», «Введение во храм», «Успение», ниже — полуфигуры обращенных друг к другу апостолов Петра и Павла, на полях слева — «Сошествие во ад», «Сошествие святого Духа», «Воскрешение Лазаря», апостолы Петр и Павел. В центре нижней зоны — «Ветхозаветная Троица», слева — «Благовещение», справа — композиция с архангелом Михаилом. Между средником и киотчатыми пластинами находится полоса штрихованного орнамента. По краям оклада помещена полоса растительного орнамента, состоящего из переплетающихся цветов и длинных листьев. Рядом с символами евангелистов расположены крупные альмандины в кастах в виде цветочной розетки.
Композиция, иконография сцен и стилистическое решение находят близкие аналогии в болгарских и греческих памятниках. Возможно, оклад Евангелия из кремлевского собрания был выполнен в одной из мастерских, находящихся на территории современной Болгарии или Греции (Фракии).
.
Евангелие.
Бухарест, 1693. Переплет — вторая половина XVIII в.; оклад — Греция (?), конец XVII в.
Бумага, дерево, бархат, серебро, альмандины, бирюза, стекла.
Гравюра на дереве, чеканка, эмаль, золочение.
Размер: 28,9 см ×20,7 см.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев