"Рагацина — розни наши. Гаспод з нами!"
Дубницкая хроника, 1351
Кейстут (1297-1382) — сын великого князя литовского Гедемина, брат и фактический соправитель Ольгерда, отец Витовта. Еще при жизни отца получил в удел Жмудь, Троки, Гродно и Берестье — узкую и длинную полосу вдоль западного рубежа ВКЛ, прилегавшую к владениям Тевтонского ордена и Мазовии.
"Ольгерд и Кейстутий были в великой любви, милосце и ласке".
В течение четырёх лет после смерти Гедимина (1341—1345) централизованная власть в ВКЛ, распавшейся на самостоятельные уделы, фактически отсутствовала. В 1345 году Кейстут, по предварительному уговору с братом, занял Вильну, где сидел младший сын Гедимина, Евнутий, и пригласил на великое княжение Ольгерда. С тех пор до самой смерти Ольгерда братья действовали солидарно.
О достаточной самостоятельности Кейстута в правлении свидетельствует договор от его имени с Англией (1342), обеспечивавший свободное право въезда англичан в его владения.
На долю Кейстута выпала охрана западной границы Литовского государства от натиска крестоносцев, и эту задачу он выполнял около полстолетия с большим успехом. Ниже приведены выдержки из "Монографии по истории Западной и Юго-Западной России" Антонович В. Б. 1885 г.
После смерти Ольгерда, во время Гражданской войны 1381-1384 за власть в ВКЛ, Кейстут, воевавший на стороне своего сына Витовта, пленил Ягайло, и был признан Великим князем Литовским (1381-82). Однако, освободив Ягайло, надолго примириться с ним не удалось. В ходе мирных переговоров Кейстут с сыном были пленены и перевезены в родовой замок Ягайло — Крево. Через неделю Кейстут скончался.
[ С Кейстутом связано первое упоминание "литовского" (lithwanice) языка в исторических источниках (Дубницкая хроника)
В 1351 году войско литвинов из Бреста, Дорогичина, Гродно и Трок во главе с Кейстутом вело войну на венгерской границе. В итоге договорились о перемирии с венгерским королём. Кейстут убил быка (rogacina) и при свидетелях прокричал клятву "Рогацина — розни наши! Господ з нами!", что было громко повторено литвинами (Lithwani).
Эта фраза была фонетически дословно записана очевидцем "rogachina rozne nachy gospanany" и вольно пересказана в латыни, как: "Бог на нас и души рогатого посмотри, обещеная нами клятва сегодня свершается" ]
PS.
Был ли убежденный язычник, беларускоязычный Кейстут славянским князем?
Пожалуй, вряд ли.
Был ли его родной брат Ольгерд, строивший правосланые храмы в Вильне, славянским князем?
Пожалуй, да.
Были ли их дети — Ягайло и Витовт — славянскими князьями?
Пожалуй, однозначно да.
И, пожалуй, асоба Кейстута, как никакая другая, особенно выразительно подтверждает, что славянство — это культурная парадигма, языковая и религиозная общность, а не некий этнос, который откуда-то пришел.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1