Церковь Входа Господня в Иерусалим в Тотьме была возведена к 1791 году (по иным данным — к 1794 году) на средства купцов Григория и Петра Пановых, которые занимались торговлей с Российско-американской компанией. Разрешение на строительство каменного храма с тёплой церковью, наречённой в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, внизу и холодной Святителя Николая Чудотворца в верхнем этаже было дано в 1774 году на месте сгоревшего годом ранее на этом месте деревянного храма. Совместно с расположившейся поблизости церковью Иоанна Предтечи церковь Входа Господня в Иерусалим составила комплекс Предтеченского прихода.
В 1843 году во время городского пожара серьёзно обгорели крыша и купол храма, одна глава, колокольня, вход в верхнюю церковь и паперть; внутреннее убранство удалось спасти. После пожара вход в верхнюю церковь был переделан.
Здание церкви в 1960-е годы
В 1930-е годы в ходе антирелигиозной пропаганды в СССР церковь была закрыта, колокольня наполовину уничтожена, а здание пр...ЕщёЦерковь Входа Господня в Иерусалим в Тотьме была возведена к 1791 году (по иным данным — к 1794 году) на средства купцов Григория и Петра Пановых, которые занимались торговлей с Российско-американской компанией. Разрешение на строительство каменного храма с тёплой церковью, наречённой в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, внизу и холодной Святителя Николая Чудотворца в верхнем этаже было дано в 1774 году на месте сгоревшего годом ранее на этом месте деревянного храма. Совместно с расположившейся поблизости церковью Иоанна Предтечи церковь Входа Господня в Иерусалим составила комплекс Предтеченского прихода.
В 1843 году во время городского пожара серьёзно обгорели крыша и купол храма, одна глава, колокольня, вход в верхнюю церковь и паперть; внутреннее убранство удалось спасти. После пожара вход в верхнюю церковь был переделан.
Здание церкви в 1960-е годы
В 1930-е годы в ходе антирелигиозной пропаганды в СССР церковь была закрыта, колокольня наполовину уничтожена, а здание приспособлено под винный завод. После проведённых в 70-х годах работ по изучению состояния историко-архитектурного наследия города Входоиерусалимская церковь была взята под государственную охрану. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года Входоиерусалимская церковь в Тотьме была признана объектом культурного наследия федерального значения. По окончании реставрационных работ 1996 года в год 300-летия российского флота на 1-ом этаже здания церкви была открыта экспозиция Музея мореходов Тотемского музейного объединения. Кроме того, был открыт доступ посетителей на колокольню, а на 2-ом этаже стали проводиться выставки, посвящённые истории православия и морских путешествий тотемских купцов.
За годы запустения следы первоначального убранства утрачены полностью - нас встречают белые стены и кафель на полу.
Куда более любопытен верхний холодный храм, где располагаются временные экспозиции - на момент нашего посещения там экспонировались картины местного живописца. Не пожалев заплатить ещё по 10 рублей с носа (билеты на просмотр постоянной и временной экспозиции приобретаются отдельно) оказываемя перед немного перекошенными от старости дверьми.
Через которые попадаем в небольшое помещение притвора с посредственного качества росписями.
Не задерживаемся и следуем далее в высоченный и светлый объем.
Разделение помещения на трапезную и собственно храм условно - арка практически на высоту четверика.
Несмотря на довольно грубо выполненное "подновление" стен до сих пор сохранилась значительная часть храмовой живописи в роскошных орнаментальных рамах.
Помимо непосредственно библейских сцен обращают на себя внимание живописные карнизы и пилястры на стенах...
...а такж...ЕщёЗа годы запустения следы первоначального убранства утрачены полностью - нас встречают белые стены и кафель на полу.
Куда более любопытен верхний холодный храм, где располагаются временные экспозиции - на момент нашего посещения там экспонировались картины местного живописца. Не пожалев заплатить ещё по 10 рублей с носа (билеты на просмотр постоянной и временной экспозиции приобретаются отдельно) оказываемя перед немного перекошенными от старости дверьми.
Через которые попадаем в небольшое помещение притвора с посредственного качества росписями.
Не задерживаемся и следуем далее в высоченный и светлый объем.
Разделение помещения на трапезную и собственно храм условно - арка практически на высоту четверика.
Несмотря на довольно грубо выполненное "подновление" стен до сих пор сохранилась значительная часть храмовой живописи в роскошных орнаментальных рамах.
Помимо непосредственно библейских сцен обращают на себя внимание живописные карнизы и пилястры на стенах...
...а также балюстрада у основания свода.
Рассмотрим росписи более детально:
На западной стене над входом изображено "Жертвоприношение Ноево", изуродованное пятном шпаклевки.
На боковых стенах трапезной изображены в первом ярусе "Вознесение пророка Илии на небо" с севера и "Терпение Иовлево" с юга.
Вторым ярусом идут также ветхозаветные "Продажа Иосифа братьями" и "Празднование Пасхи иудейской" с севера и юга соответственно.
Узкий участок стены между трапезной и основным объемом также расписан в два яруса. Изображения нижнего яруса не сохранились, а в верхем представлены "Жертвоприношение Авраама" слева и "Иона в чреве кита" справа.
На своде трапезной изображено "Дарование синайского закона"
Основной объем храма расписан новозаветными сюжетами, иллюстрирующими жизнь Христа начиная с "Благовещения Пресвятой Богородицы" под сводом арочного проема.
Боковые поверхности арки хранят следы каких-то перестроек и изуродованные остатки "Рождества Христова" с юга и "Благословения детей" с севера.
Так же, как и со стороны трапезной, прорезанный аркой участок стены расписан в два яруса, причем нижние изображения не сохранились. В верхем представлены сюжеты из "Страстей Христовых": "поругание" слева и "несение креста" справа.
Продолжение "Страстей" в простенках верхних окон основного объема: "Моление и чаше" и "Бичевание" с юга...
..."Распятие" и "Снятие с креста" с севера.
В алтарной апсиде совсем пусто...
...а в лучшие годы в неё вели роскошные царские врата великолепного резного иконостаса...
...от которого до наших дней сохранилась лишь самая верхушка с Христом, Саваофом и приготовившимся вылететь через световой барабан голубем.
Вроде ничего не упустил - бросаем последний взгляд вверх...
...и направляемся к выходу.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2
В 1843 году во время городского пожара серьёзно обгорели крыша и купол храма, одна глава, колокольня, вход в верхнюю церковь и паперть; внутреннее убранство удалось спасти. После пожара вход в верхнюю церковь был переделан.
Здание церкви в 1960-е годы
В 1930-е годы в ходе антирелигиозной пропаганды в СССР церковь была закрыта, колокольня наполовину уничтожена, а здание пр...ЕщёЦерковь Входа Господня в Иерусалим в Тотьме была возведена к 1791 году (по иным данным — к 1794 году) на средства купцов Григория и Петра Пановых, которые занимались торговлей с Российско-американской компанией. Разрешение на строительство каменного храма с тёплой церковью, наречённой в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, внизу и холодной Святителя Николая Чудотворца в верхнем этаже было дано в 1774 году на месте сгоревшего годом ранее на этом месте деревянного храма. Совместно с расположившейся поблизости церковью Иоанна Предтечи церковь Входа Господня в Иерусалим составила комплекс Предтеченского прихода.
В 1843 году во время городского пожара серьёзно обгорели крыша и купол храма, одна глава, колокольня, вход в верхнюю церковь и паперть; внутреннее убранство удалось спасти. После пожара вход в верхнюю церковь был переделан.
Здание церкви в 1960-е годы
В 1930-е годы в ходе антирелигиозной пропаганды в СССР церковь была закрыта, колокольня наполовину уничтожена, а здание приспособлено под винный завод. После проведённых в 70-х годах работ по изучению состояния историко-архитектурного наследия города Входоиерусалимская церковь была взята под государственную охрану.
Согласно Указу Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года Входоиерусалимская церковь в Тотьме была признана объектом культурного наследия федерального значения.
По окончании реставрационных работ 1996 года в год 300-летия российского флота на 1-ом этаже здания церкви была открыта экспозиция Музея мореходов Тотемского музейного объединения. Кроме того, был открыт доступ посетителей на колокольню, а на 2-ом этаже стали проводиться выставки, посвящённые истории православия и морских путешествий тотемских купцов.
Куда более любопытен верхний холодный храм, где располагаются временные экспозиции - на момент нашего посещения там экспонировались картины местного живописца. Не пожалев заплатить ещё по 10 рублей с носа (билеты на просмотр постоянной и временной экспозиции приобретаются отдельно) оказываемя перед немного перекошенными от старости дверьми.
Через которые попадаем в небольшое помещение притвора с посредственного качества росписями.
Не задерживаемся и следуем далее в высоченный и светлый объем.
Разделение помещения на трапезную и собственно храм условно - арка практически на высоту четверика.
Несмотря на довольно грубо выполненное "подновление" стен до сих пор сохранилась значительная часть храмовой живописи в роскошных орнаментальных рамах.
Помимо непосредственно библейских сцен обращают на себя внимание живописные карнизы и пилястры на стенах...
...а такж...ЕщёЗа годы запустения следы первоначального убранства утрачены полностью - нас встречают белые стены и кафель на полу.
Куда более любопытен верхний холодный храм, где располагаются временные экспозиции - на момент нашего посещения там экспонировались картины местного живописца. Не пожалев заплатить ещё по 10 рублей с носа (билеты на просмотр постоянной и временной экспозиции приобретаются отдельно) оказываемя перед немного перекошенными от старости дверьми.
Через которые попадаем в небольшое помещение притвора с посредственного качества росписями.
Не задерживаемся и следуем далее в высоченный и светлый объем.
Разделение помещения на трапезную и собственно храм условно - арка практически на высоту четверика.
Несмотря на довольно грубо выполненное "подновление" стен до сих пор сохранилась значительная часть храмовой живописи в роскошных орнаментальных рамах.
Помимо непосредственно библейских сцен обращают на себя внимание живописные карнизы и пилястры на стенах...
...а также балюстрада у основания свода.
Рассмотрим росписи более детально:
На западной стене над входом изображено "Жертвоприношение Ноево", изуродованное пятном шпаклевки.
На боковых стенах трапезной изображены в первом ярусе "Вознесение пророка Илии на небо" с севера и "Терпение Иовлево" с юга.
Вторым ярусом идут также ветхозаветные "Продажа Иосифа братьями" и "Празднование Пасхи иудейской" с севера и юга соответственно.
Узкий участок стены между трапезной и основным объемом также расписан в два яруса. Изображения нижнего яруса не сохранились, а в верхем представлены "Жертвоприношение Авраама" слева и "Иона в чреве кита" справа.
На своде трапезной изображено "Дарование синайского закона"
Основной объем храма расписан новозаветными сюжетами, иллюстрирующими жизнь Христа начиная с "Благовещения Пресвятой Богородицы" под сводом арочного проема.
Боковые поверхности арки хранят следы каких-то перестроек и изуродованные остатки "Рождества Христова" с юга и "Благословения детей" с севера.
Так же, как и со стороны трапезной, прорезанный аркой участок стены расписан в два яруса, причем нижние изображения не сохранились. В верхем представлены сюжеты из "Страстей Христовых": "поругание" слева и "несение креста" справа.
Продолжение "Страстей" в простенках верхних окон основного объема: "Моление и чаше" и "Бичевание" с юга...
..."Распятие" и "Снятие с креста" с севера.
В алтарной апсиде совсем пусто...
...а в лучшие годы в неё вели роскошные царские врата великолепного резного иконостаса...
...от которого до наших дней сохранилась лишь самая верхушка с Христом, Саваофом и приготовившимся вылететь через световой барабан голубем.
Вроде ничего не упустил - бросаем последний взгляд вверх...
...и направляемся к выходу.