Тут вновь забота шла коровья, и, стельных потчуя коров, в залог телячьего здоровья обильно сыпали кормов. Считалось, что Телятник Вукол был днём, с какого шёл отёл, и называл телёнка «жукол» тогда привычно житель сёл. Хлев утепляли, чтоб не стыло, окуривали чабрецом — с тем: молоко вкуснее было, да рос телёнок молодцом. Коли мороз бузил наружно, знаменьем было то плохим: растает снег весною дружно, быть лету жарким и сухим.
В православном календаре день памяти епископа Смирнского преподобного Вукола. С самого младенчества он отличался незлобливым характером. После его смерти на месте погребения выросло миртовое дерево, которое исцеляло больных.
В народном календаре (6 февраля по старому стилю) Вукола Телятник, Телятник, Тялятницы, Жуколы.
И если Агафья была покровительницей коров, то святой Вукола отвечал за телят, особенно за тех, которые только сейчас родились.
В некоторых областях имя Вуколы сравнивали со словом волк. Поэтому крестьяне просили святого, чтобы он защитил их от оборотней. Ведь известно было, что их никакими оберегами не остановить.
Вуколы - телятники. На Вуколу - начало весеннего отела коров. На святого Вуколу телятся жуколы.
Жуколами поселяне Костромской губернии называют коров и телят, рождающихся в феврале месяце.
На Урале и в других областях на Руси отелившуюся корову окуривали чабрецом или тимьяном, чтобы молоко "поганым" не было и чтобы молодняк здоровым рос.
За коровушкой в это время смотрели очень тщательно, ведь она кормилицей главной была. После отела следили, чтобы в хлеву тепло всегда было, да и пойло два раза в день выносили, потому что надо было теленка кормить.
Телят, ради сбережения от простуд, приносили в избу, выгораживая закуток. Живая игрушка, ребятне малой утеха: из рожка молоком поили, чистили и холили, забаву комолую бодаться учили!
Для Домового-Дворового готовили угощение. В миску хлебушек крошили, все молоком заливали и ставили за печь. Просили Хозяина позаботиться о новорожденном.
Доможирушко, пой-корми скотинушку, пой да храни, да гладко води!
А чтобы малыш рос здоровым и крепким, его обтирали тряпицей и произносили слова заветные: "Хозяин мой, домовой дедушка, возьми этого телёнка в соседушки. Сам не обижай и врагам в обиду не давай!"
Во многих селениях есть такой обычай: когда телится корова, то по истечении двенадцати удоев, когда пройдет молозиво и молоко сделается годным к употреблению, варят молочную некрутую кашу. Старшая в семействе женщина берёт горшок этой каши, обкладывает его сеном и становит в чашку с овсом. Потом трижды поднимает чашку над головой и при каждом разе произносит: «На сто бычков! На тысячу телушек!». Затем, снявши с каши приволоку, садятся за стол и едят. Этот обряд, который обыкновенно совершается перед обедом, называется «моление молока».
В день, когда телилась корова, запрещалось что-то не отдавать из дома - ни огня, ни воды, ни хлеба, ни денег, потому что можно было отдать всю прибыль и часть семейного счастья. Ныне не время - так говорили хозяева.
Наблюдали за погодой. Чем был холоднее день, тем март теплее будет. А лето будет жарким. Морозы обещают бурную весну, сухое и жаркое лето.
Собака калачиком свернулась - к морозам. Мыши по снегу забегали - к ненастью, снег пойдет.
Именины сегодня у Ивана, Александра, Дмитрия, Василия, Марии, Марфы, Анатолия, Вуколы.
Источники: В. Костюк. «Народный календарь Руси. Маленькая энциклопедия в стихах», А. Некрылова "Русский традиционный календарь", И. Полуянов "Деревенские святцы", Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым, Русский народ. Этнографическая энциклопедия, М.Д. Чулков "АБеВеГа русских суеверий".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев