Пришли крепчайшие морозы, как говорят: «Берут на крень!» — Таким уж был средь зимней прозы на Афанасья этот день. Считали, что средь зимней стужи летели ведьмы косяком и, справив шабаш свой досужий, к утру являлись снова в дом. Вёл в полночь знахарь заговоры печных, столь милых ведьмам труб, чтоб наложить на них запоры от тех непрошеных подруг. С утра – ворон крикливых стая, гудит сильнее самовар — «Мороз окрепнет» – скажут, зная приметы эти, млад и стар.
В православном календаре день памяти святителя Афанасия и архиепископа Александрийского – Кирилла. Праздник этот сделали в знак глубокой благодарности святителям за их труды многолетние на ниве православной веры.
День памяти преподобного Афанасия Сяндемского (Вологодского), праведного Афанасия Наволоцкого, преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.
В народном календаре (18 января по старому стилю) - Афанасий Ломонос, Афанасия день, Изгнание ведьм.
Лих мороз, береги нос! Афанасий Ломонос – береги нос. На Афанасия пуще всего нос береги – не увидишь, как отломится.
По приметам поселян, на день Афанасия Ломоноса всегда бывают сильные морозы. Обозники и ямщики, отправляющиеся из степных мест в Москву, часто подвергаются oтмoроживанию лица. Другие, глядя на них, говорят: "На Афанасия береги нос". И. П. Сахаров
В жизни Афанасий Великий был очень суровым. Да и день тоже обычно суровым бывает, славится своими лютыми морозами. Поэтому его и прозвали Ломонос (мороз - нос).
Пришел Афанасий - ломонос, береги щеки и нос!
Находил мороз на Русь. Говорят, что сам Афанасий ходил с ледяной палкой и всякого морозил. Да и метель могла зацеловать, поэтому опасно было на улицу выходить сегодня.
День был совсем не праздничным. В некоторых местах почитали Афанасия, как защитника домашних животных. Поэтому именно в этот день прибегали к ритуалам, которые скот от хворей и порчи оберегает.
В Белоруссии день называли «гусиным праздником». Если сегодня была метель, то весной будет много гусят. Да и сама метель была похожа на белый нежный пух гусей.
Верования поселян наших в ведьм есть явление незапамятное и так глубоко укоренилось, что никакие убеждения не в состоянии поколебать его. Там, где пронеслась молва, что завелась ведьма, все соседи в страхе, все ищут избавления. Знахари и колдуны являются к услугам, с обещаниями изгнать и уничтожить ведьм. Избавителей принимают с радостью, с подарками. И.П. Сахаров.
На Афанасия-ломоноса знахари ведьм со Святой Руси гонят. Недаром говорят, что умеючи, и ведьму бьют!
Жалуются селяне, что повадилась ведьма пакостить мирным людям. Вот и приглашали они знахарей в дом. К их приходу тщательно готовились и вечером только хозяин с хозяйкой в избе оставались - и без соблюдения этого условия ничего не выйдет.
Знающие в полночь печные трубы начинали заговаривать, потому что именно через них ведьмы могли в дом пробраться.
Рассыпали золу, забивали осиновые колья, а после всего шли за околицу и творили там обряд. Слова говорили невнятно, да и никто этот заговор не пытался повторить, знания тут нужны были особые. Защита ставилась не только на избу, но и на весь двор.
День был переломным и природа поворачивала на лето. Солнце потихоньку начинало греть и день все больше увеличивался.
Зима на две части делится, уменьшается и к весне поворачивается. Свет, прибывает свет — сделан к весне поворот!
Хозяйки сегодня варили кашу и часть в снег закапывали, так кормили землю и стимулировали плодородие. Для будущего урожая мужчина - глава семейства закапывал в снег монетку из серебра.
Девицы замешивали тесто и пекли лепешки - боялись остаться в старых девах. Шло свадебное время, сватов ждали до Масленицы.
Наблюдали за природой. Вороны стаями кружат - к морозам. Солнце с кругом - к скорому похолоданию.
Солнце выглянет в обед - к теплу. Чистый закат - к скорому морозу. Считалось, в берлогах в это время прибавление семейства. Новорожденные медвежата были размером с маленькую меховую варежку.
Именины сегодня у Ксении, Марии, Афанасия, Максима, Владимира, Николая, Кирилла, Александра, Дмитрия.
Источники: В. Костюк. «Народный календарь Руси. Маленькая энциклопедия в стихах», А. Некрылова "Русский традиционный календарь", И. Полуянов "Деревенские святцы", Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым, Русский народ. Этнографическая энциклопедия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев