На третий день с утра глядели, и если красен солнца цвет, то, верно, жди в тот день метели — на то верней приметы нет. Да и на будущее тоже влияла отсветом заря, и, день под вечер весь итожа, погоду знали сентября. В Прокопьев день, день Полукорма, в подсчёте был кормов запас: «Есть половина – значит норма.» — Так оценил хозяйский глаз. Мышей гоняли по сусекам, лопатой «торкая» зерно. За годом год и век за веком порядком так заведено. Девицы пол мели с рассвета и, зёрна выискав в сору, их собирали: «К счастью это, чем больше зёрен соберу!» Толкла зерно в муку Меланья и, блин состряпав на огне, во исполнение желанья его съедала в тишине.
В православном календаре сегодня почитают святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Митрополит при жизни был наделен многими талантами, один из которых был дар провидения.
День памяти блаженного Прокопия, Христа ради юродливого, Вятского. Просили у него в молитве люди избавления от недугов тяжелых, да от смуты в душе, когда требовалась моральная поддержка.
Память благоверной княгини Иулиании Вяземской
В народном календаре (21 декабря по старому стилю) - Петра день, Петр, Петр Полукорм (Полукорма).
День сей назывался полукормом. Дата серьезная, на нее равнялись скотоводы южных краев. Прикинь, хозяин, запас сена, соломы: достанет на сытную зимовку? Больше половины кормов израсходовал, займи либо прикупи - к весне вздорожают.
Полукорм или Полукорма....по одной из версии народного земледельческого календаря к этому времени у крестьян заканчивалась уже половина запасов. Поэтому и день носил такое название.
Хозяин ходил в амбары и проверял по сусекам, сколько всего осталось, хватит ли до весны.
Не замесишь густо, коли в амбаре пусто. Ходили, слушали сусеки. Если гудело, то ничего хорошего от будущего лета не ждали. А если было тихо, то ждали урожайный год.
Хозяин шевелил зерно лопатой, это называлось кромить и тoркать сусеки, да проверял, не слежалось ли за это время. Не залезли ли мыши в деревянный ларь, да не свили там гнездо.
Брал мужик тогда пучки лютика или чертополоха, да дыры в ларе затыкал.
Перед тем, как из амбара выйти, хозяин выкладывал две лучины крест - накрест для того, чтобы с зерном, которое осталось, ничего не случилось.
Девушки гадали на будущее. Для этого брали веник и пол в амбаре мести начинали. Кто больше наметет, тот и счастлив будет.
Зерно в миску высыпали. А потом "торкали судьбу" - зерно толочь начинали. Пока толкли, шептали самое заветное. А после молчали, пока все зерно не истолкут.
Если это овес был, то девица кисель овсяный варила, а из пшеницы блин жарила. После она все сама должна была съесть, не с кем не делясь.
В этом давнем обряде – была надежда, что судьба, перетертая по девичьему уговору, переменится, и счастье прилучится к девичьим думкам. Потому в этот день девицы не устраивали посиделок, не бегали по гостям. Они усердно доказывали судьбе, что девичьи думки не изменчивы.
А для здоровья утром умывались со словами: "Как вода лица моего коснется, так тело мое здоровьем нальется."
Сегодня запрещалось подглядывать в замочную скважину и подслушивать чужой разговор. Нельзя было что-то поднимать с земли и давать клятвы и обещания.
Снег – крестьянское богатство. Коли снег на полях велик, то и урожай с полей будет велик, сусеки в грядущем году полны.
Погода этого дня отвечала за погоду сентября. Снег не лег - год неурожайный. Эхо в лесу четкое - скоро морозы сильные грянут. Зима морозная, лето жарким будет.
Если в январе эхо далеко слышится - морозы крепчать будут. Рассвет ярко-красного цвета - метели.
Именины у Петра, Ульяны, Прокопа и Никиты, Михаила.
Источники: В. Костюк. «Народный календарь Руси. Маленькая энциклопедия в стихах», А. Некрылова "Русский традиционный календарь", И. Полуянов "Деревенские святцы", Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым, Русский народ. Этнографическая энциклопедия
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев