Далёкое-близкое
КАК КОВРОВ ПРИРАСТАЛ МИКРОРАЙОНАМИ
К юбилею города
Ольга Монякова, директор
Ковровского историко-
мемориального музея, доктор
исторических наук
В этом году Ковров отметит 245 лет своего пребывания в статусе уездного города и административного центра Ковровского уезда. Мы посвятим этому важному событию в истории родного города ряд исторических публикаций, которые будут написаны специалистами Ковровского историко-мемориального музея на основе хранящихся в его фондах уникальных экспонатов.
И начнем с цикла статей о том, как Ковров из маленького придорожного села с деревянными домиками превратился в современный промышленный город с большим количеством каменных высотных домов.
Впервые о том, что Ковров поделен на микрорайоны, заговорили официально только в 1918 году во время так называемой «ковровской» переписи населения. Она была проведена новыми советскими органами власти в ноябре 1918 года перед тем, как ввести в Коврове карточную систему распределения продуктов и товаров во время политики военного коммунизма.
До этого все деления города на районы были условными, неофициальными или народными. Впервые с таким народным делением Коврова на две «стороны» мы столкнулись еще в конце XVIII века. Топографическое описание г. Коврова 1784 года содержит такой фрагмент: «По малости своей на части не разделяется…». Но при этом архивные документы свидетельствуют о народном разделении города на две части: Рождественскую (южную) и Макарьевскую (северную). Отсчет велся от Христорождественской церкви, которая к тому времени уже была каменной с главным престолом в честь Рождества Христова и левым северным приделом в честь преподобного Макария Калязинского. Отметим сразу, что такое разделение встречается только в документах конца XVIII века и впоследствии не упоминается.
В рассказе о том, как город прирастал улицами и затем целыми микрорайонами, мы будем опираться на сохранившиеся планы Коврова XVIII – XXI веков.
Самый первый известный план относится еще к тому времени, когда Ковров был селом, к 1760-м годам, и хранится в Центральном архиве древних актов.
Согласно ему, село имело единственную улицу, совпадающую с Московско-Нижегородской дорогой, а именно с ее участком из г. Суздаля в г. Вязники (тогда дорога имело отличное от современной направление и проходила через Ковров до открытия в 1833 году современного шоссе). Улица расширялась в центре, образуя небольшую площадь, где стояла приходская Рождественская церковь. Вдоль улицы и проулков стояли деревянные строения живущих «разного звания людей», а в глубину участков шли сады и огороды, занимавшие основную часть площади села. Если соотнести с современным городом, то это улица Володарского. С юга за пределами села находилось кладбище с деревянной церковью. Таким образом, ко времени перевода в статус города, село Коврово имело вид крохотного придорожного селения, развивающегося линейно, вдоль единственной улицы – дороги, выводившей к переправе через реку Клязьму.
В 1778 году село Коврово указом императрицы Екатерины II было переведено в статус уездного города. Но еще в 1763 году Екатерина II дала указ Комиссии о каменном строении разработать для всех городов новые регулярные планы их застройки. Для Владимирской губернии планы городов, включая Ковров, были конфирмованы (синоним – утверждены) в 1788 году. По этому плану Ковров и стал развиваться в дальнейшем. В условных обозначениях к плану мы встречаем названия первых трех улиц в Коврове: Набережная улица (ул. Першутова), Владимирская улица (ул. Володарского), Новопавловская улица (ул. Правды).
Новая регулярная планировка уездного Коврова не имела ничего общего с прежней, естественно сложившейся, от которой сохранялось только местоположение Христорождественской церкви и направление главной улицы, которая шла на Вязники. Городу предполагалось придать прямоугольные очертания со рвами и валами «к ограничению города» по периметру и с въездами-заставами со стороны соседних городов. Если наложить этот план на современную сетку города, то вал должен был пройти по улице Карла Маркса с севера, по ул. Дегтярева – на востоке, по ул. Свердлова – на юге, а на западе текла река Клязьма. В черту города включалась кладбищенская церковь Иоанна Воина и кладбище при ней, поэтому сразу же определялось место для нового кладбища, которое по закону должно было отстоять не менее 100 саженей (1 сажень – 2,13 м) от черты города. Дело в том, что 24 декабря 1771 года Правительствующим сенатом был издан указ «О сношении губернаторов и воевод с духовными правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей», запрещающий погребения при церквях во всех городах империи. Указ предписывал производить все захоронения в специальных местах за чертой города. Именно тогда в России появились традиционные для сегодняшнего дня массовые захоронения на специально отведенных территориях, т.е. кладбищах. До этого они были при церквях и монастырях. Это кладбище мы увидим на следующем плане Коврова 1790 года. К нему мы обратимся ниже.
За пределы города выносились также скотобойни, соляные и винные склады или магазины, кузницы. Единая перпендикулярная сеть улиц и переулков делила всю территорию на ряды одинаковых прямоугольных кварталов, форма которых немного ломалась у городских площадей и реки. В Коврове по первому городскому плану было назначено к застройке 12 кварталов.
Главный въезд в город со стороны Владимира находился тогда в районе современной улицы Федорова, как и сейчас. Именно там предполагалось устроить площадь с административными зданиями и присутственными местами, а торговая площадь оставалась при Христорождественском храме. По этим екатерининским планам предполагалось устраивать площади также у всех въездов-выездов из города. В нашем случае такая площадь была спланирована, как видим на плане, в конце улицы Владимирской или на пересечении современных улиц Дегтярева и Володарского.
На первом проектном плане Коврова 1788 года показано место, где располагались первые городские органы власти – ратуша, шестигласная дума и сиротский суд. На этом месте сейчас стоит двухэтажный полукаменный дом по адресу: ул. Абельмана, 37.
Если план Коврова 1788 года можно назвать исключительно проектным, очень схематичным, то план, принятый через два года в 1790 году – уточненным, с поправками, и более детальным. Составил его состоящий при губернской чертежной старший землемер Беречиневский. Первый план составлялся в столице, а второй – уже здесь, в губернском Владимире.
На нем нанесены уже имеющиеся строения и те, что только предполагались к постройке. Если обратим внимание на «Изъяснения» к плану, то поймем, что далеко не все намеченное в этом плане реализовалось на деле.
Во-первых, отметим, что сменило направление своего прохождения по городу шоссе Москва – Нижний Новгород, на отрезке Владимир – Вязники. Оно стало проходить по соседней улице, современной ул. Правды. На плане так и указано: «нынешняя большая дорога в Вязники». При выходе за пределы городской черты шоссе резко поворачивало влево и его направление фактически сливалось с современной улицей Советской, в связи с чем в городе появится четвертая улица с названием – Нововязниковская. Хотя прежний выезд на Вязники также останется обозначенным на плане. Вдоль него, уже за пределами так и не возведенных ограничительного вала и рва, начнут строить свои дома нижние чины Ковровской инвалидной команды.
Инвалидные команды в России с 1764 по 1864 год были распространенным явлением в городах. Это военные подразделения, состоявшие из военных инвалидов (военнослужащие, вследствие болезни или ранений не способные нести полевую службу), выполнявшие задачи по несению караульной службы и поддержанию порядка в городе и уезде.
Во-вторых, обращает на себя внимание, что изначально предполагалось развивать территорию города и с западной стороны (въезд в Ковров со стороны Владимира), и восточной (выезд на Вязники или въезд из Нижнего Новгорода). Именно там, уже за пределами городской черты, с двух сторон от шоссе предполагалось построить еще один гостиный двор. А старый в это время нахо-дился на берегу Клязьмы, напротив современной улицы Правды, где и оставался больше столетия, только перестраивался со временем.
В-третьих, мы видим на плане полагающееся по закону городское кладбище за пределами городской черты, будущее Ильинское, сегодня территория парка экскаваторостроителей.
В-четвертых, на плане четко просматривается промышленная и складская зона, или производственная, как сказали бы сегодня, за пределами городской черты на север. А заканчивалась городская черта на севере перевозом через Клязьму, и земли ниже по ее течению отведены были под скотобойню, для рыбных и мясных рядов, для кожевенных и прочих заводов, пивоварен, для складов различного товара, в том числе винных и соляных. Одним словом, все, что нарушало нормальную экологическую обстановку в городе, выносилось за его черту.
Итак, что же было не реализовано или построено в другом месте. Не вдаваясь в детали, скажем, что главным нереализованным проектом стал комплекс административных зданий и те самые торговые ряды на восточном выезде из города. Административные здания должны были появиться на горе, где сейчас находится Спасо-Преображенский собор. Иначе впоследствии был застроен и соседний слева квартал. По плану 1790 года он предназначался для каменных домов жителей. Причем один, богатого ковровского купца конца XVIII столетия Ф.Ф. Шаганова, занимавшегося строительными подрядами по губернии, уже был построен. Здесь в начале XIX века и будет возведен корпус Присутственных мест с тюремным замком.
В 1825 году был составлен новый план городу Коврову. В это время решался вопрос о выделении Коврову выгонной земли (это земли, использовавшиеся для выпаса скота и других сельскохозяйственных нужд горожан), так как до этого она была общей с селом Троицким и другими окружавшими его деревнями. Правительствующим сенатом земля городу была выделена в размере 1694 десятин 1339 саженей, что и нашло свое отражение в плане 1825 года.
План от мая 1830 года, случайно обнаруженный нами во Владимирском государственном архиве, представляет собой не «прожектный» вариант, а реальный план застройки Коврова на тот момент. Отметим, что городская черта не изменилась и город по-прежнему состоял из 12 полных и 2 половинчатых кварталов. На плане хорошо видны уже застроенные жилыми домами улицы города и так называемые «пустопорожные земли». К маю 1830 года жилых домов не было совсем в двух кварталах между современными улицами Першутова, Дегтярева, Свердлова и Володарского, а также в квартале 14 (Абельмана, Карла Маркса, Дегтярева, Федорова).
Жилая застройка с юга ограничивалась левой стороной улицы Урицкого и уже заканчивалась с востока улицей Абельмана. Полностью к 1830 году были освоены кварталы 1 (Першутова, Правды, Абельмана, Володарского), 7 (Першутова, Советская, Абельмана, Правды), 8 (Абельмана, Советская, Дегтярева, Правды), полуквартал 9 (сейчас – Спасо-Преображенский собор), 10 (Першутова, Федорова, Абельмана, Советская), 13 (Першутова, Карла Маркса, Абельмана, Федорова), а также рядом полуквартал 12. Появился к 1830 году и новый застроенный деревянными домами жилой квартал, сегодня это левая сторона ул. Першутова от церкви Иоанна Воина до современного здания бизнес-инкубатора.
Этот план содержит весьма ценную информацию по истории домов в городе. Как видим, каменными домами была обстроена с юга и севера площадь вокруг Христорождественской церкви, линейка каменных домов, включая уже упоминавшийся дом Ф.Ф. Шаганова, наблюдается вдоль всей западной стороны 12-го полуквартала, где сегодня расположились корпуса Водоканала. Здесь же указано каменное двухэтажное здание Присутственных мест, построенное в 1806 году и сохранившееся в крайне обезображенном виде до сих пор. Два каменных дома видим на плане и по углам 9-го полуквартала (сейчас – Спасо-Преображенский собор).
Сегодня много говорят о набережной реки Клязьмы в Коврове. В связи с этим и в результате детального анализа первых планов города отметим, что, несмотря на то, что в первой половине XIX века современная улица Першутова (ранее Набережная линия, потом Базарная) застраивалась как центральная улица лучшими по архитектуре и стоимости домами, она не стала набережной в полном смысле этого понятия как в других городах. Находилась она наверху, а было еще нижнее пространство перед рекой, которое было освоено торговыми заведениями, складами, питейными домами, расположенными достаточно хаотично и выходившими к Клязьме своими задворками. Вновь возникший жилой квартал, о котором мы упоминали, также был обращен к реке своим надворными постройками и огородами.
Таким образом, изначально набережная в Коврове, как видим, не планировалась. И если формировать ее сегодня, то это значит – полностью нарушать структуру исторической застройки.
Окончание в следующих номерах газеты.
Источник:
Газета «Ковровская неделя» N2, 13 января 2023 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2