Далёкое -близкое
О ВРЕМЕНАХ, КОГДА РЕКА КЛЯЗЬМА БЫЛА ЦЕНТРОМ ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ
Ольга Монякова, директор Ковровского историко-мемориального музея, доктор исторических наук
Наша публикация посвящена тому, какие виды транспорта присутствовали в Коврове в конце XVIII – первой половине XIX вв., и как от этого зависело экономическое развитие города.
ЭТАПНАЯ ВЛАДИМИРКА
С XVIII века Владимирский тракт использовался также для отправки в Сибирь осуждённых на каторгу. В середине XIX века сибирский конный этапный путь от Москвы до Владимира проходил уже по новому шоссе, а от Владимира до Нижнего Новгорода по-прежнему по старому почтовому тракту на Ковров, Вязники и Гороховец. Значит, пейзаж Коврова конца XVIII – первой половины XIX столетия можно дополнить еще и вереницей гремящих кандалами ссыльных и каторжников, которые не только проходили через город, но и оставались здесь на ночлег. Специального здания для этого в городе построено не было, а «арестанты помещались на ночлегах по обывательским квартирам». Это была еще одна финансовая нагрузка на жителей города.
С 1852 года было утверждено положение о переводе этапного пути от Владимира до Нижнего Новгорода также на построенное шоссе. Этап из Коврова был переведен в сельцо Сенино Ковровского уезда. В распоряжении министра внутренних дел, присланном в канцелярию владимирского губернатора, говорилось: «… В связи с прокладкой шоссе ночлег ссыльных из Коврова переведен в сельцо Сенино… Устроить этап 2-го разряда… Все здания устроить каменные двухэтажные». Правда, распоряжение в части строительства зданий для этапа так и не было выполнено.
Но с открытием Нижегородской железной дороги в 1862 году ссыльных уже не гоняли пешим или гужевым ходом, а перевозили в вагонах до Нижнего Новгорода, а от него уже водой и дорогами через Тюмень и далее по Сибири.
Так, благодаря научно-техническому прогрессу в дорожном строительстве Ковров оказался в стороне от основных гужевых дорог, что выразилось в замедлении темпов его развития почти на три десятилетия до прокладки через город Московско-Нижегородской железной дороги.
КОВРОВСКАЯ ПЕРЕПРАВА
Главная столбовая дорога из Москвы до Владимира и Нижнего, проходя через Ковров, непременно пересекала реку Клязьму. И здесь издревле был устроен сначала перевоз, а потом построен мост.
Первое описание ковровской переправы через Клязьму можно встретить у академика Ивана Лепехина (1740‑1802) в его «Дневных записках путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768-1769 гг.». Летом 1768 года он с группой коллег поехал обследовать известковые горы у села Коврово. Вот как он описывает переправу через реку у Коврова: «… с немалым трудом и остановкую едва к вечеру могли доехать до реки Клязьмы, чрез которою должно было нам переправиться на помянутое место. Но сколько мы не старались кричать на перевозе, который содержит небольшая на другой стороне Клязьмы лежащая деревенька (имеется ввиду село Коврово. – Прим. авт.),: однако труд наш был тщетен… Натуральная постеля трава и утренняя роса не дозволяли нам заспаться; но с светом вдруг пробудясь поехали паки на прежнее место. Перевозчик не попустил нас долго терять голос; но увидя немедленно перегнал на нашу сторону перевозной плот…».
Следовательно, первоначально через Клязьму у Коврова переправлялись с помощью плота, который содержал кто-то из жителей села, а потом города Коврова. И таким состояние переправы оставалось еще долго. Судя по описанию Владимирской губернии ее начальником И.М. Долгоруким, относящегося к 1807 году, для переправ в местах пересечения дорогами рек повсеместно использовались паромы, которых, по словам губернатора, «было довольно много». При этом он ни слова не пишет о мостах. На основе двух этих сообщений можно предположить, что более или менее значительных стационарных переправ в губернии попросту не было, и именно паромы и плоты играли основную роль в преодолении водных преград.
НАПЛАВНОЙ МОСТ
О том, когда паромная переправа у Коврова была заменена мостом, мы можем судить только приблизительно. Случилось это около 1830 года. По крайней мере, в деле «О капитальном исправлении моста через р. Клязьму в Коврове. 1850-1851 гг.» сказано, что наплавной мост через Клязьму в Коврове существует около 20 лет, «пришел в совершенную ветхость….».
Каким был первый ковровский мост, возведенный почти два столетия назад? В исследуемое нами время в России через реки строили обычно деревянные наплавные мосты на плотах и лодках. Такие мосты называли «живыми» из-за их подвижности. Наплавные мосты могли быть и разводными; для пропуска судов одну часть моста (плот) отводили в сторону. Вот именно таким, т.е. наплавным, «живым» и разводным, был мост в Коврове и сохранялся таковым почти 100 лет, вплоть до 1926 года, когда в городе через Клязьму был возведен стационарный мост. Длина первого моста была 46 сажен или чуть больше 98 метров, ширина – 3 сажени или 6,4 метра. При движении по мосту он раскачивался, как «живой», т. к. лежал прямо на воде, на плотах. Осенью мост разбирали, а весной после ледохода вновь собирали. На время разлива через реку переправлялись с помощью парома на веслах и лодках, а зимой ходили и ездили по льду реки. Для прохождения судов в летнее время мост разводили. Находился первый ковровский мост ниже по реке на несколько улиц от современного, в районе улицы Суворова, которая в старину так и называлась Мостовой.
Объекты транспортной инфраструктуры, находящиеся на территории города, к каковым относился и мост через реку, находились в ведении городского самоуправления, в том числе губернского значения. Дума обязана была отчитываться перед губернатором о состоянии дорог, мостов и паромных переправ. Содержание этих объектов требовало дополнительных средств, поэтому органы местного самоуправления в ряде случаев стремились переложить эту обязанность на частных инвесторов, взамен разрешая тем собирать плату за переезд по мосту или паромный перевоз. В таком случае мосты и паромы попадали под откупные статьи, и в процессе отдачи этих объектов на откуп по общепринятому правилу проводились торги. Однако часто прибыль от инфраструктурных объектов была сомнительной при гарантированно высоких тратах на содержание. Так, в 1832 году мост в Коврове содержал крестьянин д. Федуловой Парамон Бутулин. А это означает еще и то, что мост через Клязьму к тому времени уже был.
Спустя два десятилетия своего функционирования мост пришел в «совершенную ветхость», и городская дума в 1850 году вынуждена была искать средства на его «капитальное исправление», заключавшееся «в перемене половину пловучих бревен и других составных частей моста». На заседании думы 15 декабря 1850 года было решено «работу произвести с наступлением разлития р. Клязьмы в 1851 году, дабы к окончанию весеннего перевоза исправление моста было окончено». Но поиск средств затянулся, и работы были произведены позднее. По составленной смете требовалось на ремонт 1061 рубль, а земских повинностей собиралось только по 250 рублей в год. Тогда по заведенному в это время порядку были объявлены торги на эти работы. Перевоз в 1850 и 1851 годах содержал купец 3-й гильдии Афанасий Васильевич Гладцынов. Он же и взял подряд на капитальное исправление моста на торгах, проведенных в городской думе 20 июня 1851 года. Согласно условиям заключенного договора, Гладцынов обязывался починить мост к 6 августа того же года, т.е. всего за полтора месяца, и на сумму на порядок ниже объявленной по смете – за 851 руб. 61 коп.. Чем не современный федеральный закон о закупках товаров, услуг и работ 44-ФЗ в действии?!
Как видим, развитие транспортного сообщения и характер дорог, проходивших через город, значительно влияли на его экономическое развитие, рост населения и благоустройство. И согласимся с А.И. Ивановым, издавшим в 1928 году известную книгу «Ковров в прошлом и настоящем» и написавшим там следующее: «Таким образом, по количеству жителей и промышленных предприятий Ковров занимал в первой половине прошлого столетия одно из последних мест среди других городов края. Только в области торговли он продолжал играть довольно крупную роль, уступая в данном случае лишь Мурому и Переславлю. Однако причины, мешавшие в рассматриваемый период росту Коврова, были второстепенного характера и не имели ничего угрожающего для будущего развития города». Уже в 1862 году через город пройдет важнейшая железнодорожная магистраль Москва – Нижний Новгород, и город начнет развиваться очень быстрыми темпами. А тогда для Коврова главной транспортной артерией оставалась река Клязьма, на которой являлся самой крупной пристанью.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев