Современному жителю Коврова трудно представить, что когда-то на берегу реки Клязьмы располагалась большая пристань, где швартовались пароходы, баржи и мелкие судёнышки.
Сохранился список паровых и непаровых судов, зимовавших в Ковровском затоне в 1918-1919 годах. Это пароходы «Фёдор Носков», 1905 года постройки, длиной 121 фут (около 36 м) и шириной 21 фут (более 6 м); «Василий Носков», постройки 1906 года, длиной 130 ф.; «Агафон Носков» (1906); «Платон Лабутин» (1903); «Лабутин» (1896); паровой баркас «Коля» купца Лабутина и ещё пять непаровых баркасов Песковых и Лабутиных. Они же держали в затоне до 13 грузовых барж с очень колоритными местными названиями – такими, как «клязьменка», «тезянка» (крытая деревянная лодка), «гусяна» (открытая).
Лабутины и Носковы были основными ковровскими судовладельцами. Кроме них, только А.И. Треумов владел ещё двумя баржами – клязьменками, да южский фабрикант Балин держал на Клязьме свою тезянку.
Пароходство было открыто в 1887 году. Впрочем, важной транспортной артерией река была и раньше. Ещё до открытия пароходства по ней доставляли и отправляли различные грузы во Мстёру, Холуй, Гороховец, но преимущественно в Вязники. До Коврова суда поднимались только до спада воды – после весеннего разлива, поэтому и пристань у нас появилась позднее.
В отчёте царю за 1843 год владимирский губернатор писал: «...по реке Клязьме прошло 28 судов, лесных плотов нет. Пристани – г. Вязники и Холуйская. Судоходство было менее по количеству судов, но более по грузоподъёмности по причине хорошего разлива». А вот в 1854 году пристань была уже и в Коврове. «Судов по Клязьме в этот год прошло 203, лесных плотов 77... Судоходство производилось более прежних лет, по случаю отправки большого количества войск» (во время Крымской войны – О.М.).
Здесь грузились «белая» глина, кирпич, камень бутовый, корьё, овчина, стеклянный товар, иконы, вина, мешки холщовые, дрова, лес в плотах». Разгружались – «стальные и железные изделия, чугунное литьё, железо, сталь, мука, рожь, отруби, овёс, горох, соль, пшено, липовый луб, стеклянный товар, кудель, мочало, хлопок, джут, пряжа, сырой алебастр, бутовый камень, нефтяные остатки, дрова, лес в плотах».
Столетие назад Клязьма жила активной трудовой жизнью, которая к настоящему времени совершенно «умерла». На реке стали редким явлением даже обычные моторные лодки.
Источник:
О.А. Монякова «Исторические заметки о Коврове», ООО НПО «Маштекс», Ковров, 2003.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 31
Плотики где стирали.
Абаркас валялся у берека остатки его.
И тоже каталась на лодках, купались , каждый год летом реку чистили.вся молодость прошла у реки 17 лет там на набережной 2 прожила .
Все было прекрасно.
Да какая была красивая река!
Сейчас всё в запустении.