Примечание:
С этим театром знакома давно, а в декабре с большим удовольствием посмотрела их спектакль. Это было феерично! Рекомендую всем следить за афишами и обязательно сходить на спектакль!
С уважением, Татьяна Борзых.
СПЕКТАКЛЬ КАК РЕБЕНОК…
«Самый модный! Самый молодежный и самый клевый театр в Коврове!», — так без ложной скромности отзываются о своем коллективе его участники. Догадались, о каком театре идет речь? Ну, конечно же – о народном молодежном театре «Вертикаль» под руководством Евгения Соколова. Простим ребятам излишнюю самоуверенность, тем более что коллективу есть чем гордиться. Две премьеры: «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А.Н. Островского и «Ревизор» Н.В. Гоголя, прошедшие поочередно в ДКиО им. Дегтярева в конце года, имели несомненный успех. За четыре дня оба спектакля собрали полные залы, оставив зрителям пищу для размышления и закрепив за театром новые звания — «самого популярного, самого непредсказуемого, самого плодовитого и посещаемого молодежного театра». Согласитесь, достойное завершение творческого сезона-2024, который оказался очень насыщенным.
Чтобы окончательно убедиться в этом, достаточно взглянуть на театральную афишу коллектива: «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Гранатовый браслет» А.И. Куприна, «Евгений Онегин» (танцевальный спектакль с участием коллектива «Новый стиль»), «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина, «Свеча горела» (литературный спектакль), «Жил человек» Василия Шукшина, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского…
Внушительный список произведений, взятых для постановок в молодежном театре! Вдумчивый выбор авторов состоявшихся спектаклей. Чувствуется, что у Евгения Соколова правильные приоритеты, хороший художественный вкус и богатый внутренний мир. Именно эти качества помогли ему увлечь коллектив предстоящими работами и выдать по итогам года восемь (!) полноценных и мини-спектаклей. Это рекорд театра «Вертикаль» за двадцать с лишним лет его существования.
Насыщенный график встреч, репетиций и спектаклей – не блажь режиссера, а его желание сохранить коллектив, не дать ему расслабиться, и одновременно разбудить в артистах творческий кураж. Важен здесь и правильный подбор репертуара, совпадающий с составом молодежного театра.
«Женитьба Бальзаминова» и «Ревизор» идеально подошли к тому, чтобы задействовать весь коллектив. При этом режиссера не покидали сомнения: стоит ли брать к постановке две классические комедии одновременно, насколько они будут актуальны сегодня, как приблизить действие к нашим дням, сможет ли любительский молодежный театр передать глубокий смысл сатирических произведений известных драматургов.
«Проблематика «Ревизора» для меня глубже, чем в других произведениях, той же «Женитьбе Бальзаминова», — рассказывает Евгений. — Открываю новости и вижу: одного чиновника посадили, у другого золотые унитазы, у третьего под диваном нашли крупную сумму денег»… Гоголь обличал пороки продажных чиновников еще 200 лет назад, с тех пор мало что изменилось. Поэтому как режиссер я не стал их щадить. Использовал в постановке элементы гротеска и фарса, свел до минимума сострадание и жалость к ним. Возможно, я не все правильно сделал по канонам театрального искусства, но я все правильно сделал по отношению к самому себе. Таким я увидел этот спектакль, и мне было интересно над ним работать. Надеюсь, артистам тоже».
Евгений признался, что комедия для него не самый любимый жанр, и он редко берется за комедийные спектакли, за что его часто упрекают зрители. Ковров, дескать, «рабочий город, людям хочется придти в театр, чтобы расслабиться и отдохнуть, а ты пичкаешь их проблемами». Решившись на постановку «Женитьбы Бальзаминова», руководитель «Вертикали» доверился зрителям, предоставив им возможность самостоятельно сделать выбор: беззаботно посмеяться над похождениями незадачливого жениха или задуматься о проблематике пьесы А.Н. Островского.
Что бы там ни говорил Евгений Соколов, а спрятать свое отношение к персонажам комедии, которые в большинстве своем ему несимпатичны, он не смог. Это просматривается в актерской игре, в режиссерских находках, музыкальном оформлении спектакля, в котором он не удержался от эклектики. Как выяснилось, излюбленного своего приема сочетать несочетаемое. Ну как можно было доверить песню «Я люблю тебя до слез» жалкому Мише Бальзаминову, который не только лишен возвышенных чувств, но даже слов не знает, чтобы их выразить! Впрочем, некоторым зрителям режиссерская вольность пришлась по вкусу. Многие согласились и с трактовкой образа главного героя – не столько мечтателя, сколько ничтожного человека и неуклюжего жениха, который мечется от Раисы Пеженовой до вдовы Белотеловой, потому что «все богатые невесты ему красавицами кажутся».
Герой пьесы не жаждет настоящей любви. Он мечтает выгодно жениться, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Бальзаминов достигает своей цели и с помощью свахи находит богатую невесту. Однако женитьба на ней не обещает ему той идиллии, о которой он мечтает. Скорее всего, его посадят на короткий поводок. «За чем пойдешь, то и найдешь», — подытожит позднее сваха.
Не знаю, какой урок извлекли для себя зрители, но атмосфера в зале во время спектакля была приподнятой. Этому способствовал неплохой для любительского коллектива актерский ансамбль (особенно понравилась Валерия Ляпахина, сыгравшая сваху). Каждому актеру удалось вжиться в роль, передать заданный характер персонажа, получить удовольствие от сценического действа и колоритного языка героев пьесы. Помните у Бальзаминова? «Ходить понапрасну скучно, а бедность-то еще скучнее». Или у свахи Красавиной: «У всякого плута свой расчет». И, наконец, у маменьки Миши: «С деньгами-то мы и без ума проживем!».
Понравилось использование в спектакле современных технических средств (освещение, фонограмма) и в первую очередь видеопроекции на экране, которая мгновенно переносила зрителей то в буйно цветущий сад вдовы Белотеловой, то за высокие резные ворота, где под охраной братьев до поры, до времени томились сестры Пеженовы. Удачно подобраны фольклорные зарисовки, которые украшали спектакль и задавали необходимый темпоритм.
Массовка, оживлявшая «розовые» мечты Мишеньки Бальзаминова, выступила, скажем так, неидеально, но мы не станем придираться: для большинства это была первая актерская работа.
К чести Евгения Соколова будет сказано, что ему, как режиссеру и руководителю любительского молодежного театра «Вертикаль», присуще бережное и уважительное отношение к своим воспитанникам. Он не заменяет в спектакле начинающих актеров на более опытных, а дает возможность каждому из них приобщиться к творчеству, проявить себя в той или иной роли, снять зажимы и страх перед выходом на большую сцену, проникнуться атмосферой театра.
«Я занимаюсь тем, что мне нравится, — подвел итог разговору Евгений. — Родился спектакль, все равно, что родился ребенок. Я его люблю, каким бы он ни был. Важно, чтобы ребята были увлечены процессом, а зрители понимали и принимали все, что мы делаем. Если зрители приходят на наши спектакли, значит им это интересно».
Серафима Пантелеева.
Фото из архива молодежного театра «Вертикаль».
Видео от меня.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев