"На Муромскую!"
(публикация 2019 года)
Для нескольких поколений ковровчан эта фраза означала вовсе не известную по старому романсу муромскую дорожку, на которой по сюжету стояли три сосны, а выражение, обозначающее путь на кладбище. Ковровчане по пути на городской погост в обязательном порядке пересекали линию Муромской железной дороги. Кладбище в сосновом бору появилось там еще до Великой Отечественной войны и формально оставалось единственным действующим в городе на протяжении более полувека, вплоть до 80-х гг. прошлого века, хотя захоронения там продолжались вплоть до наших дней.
Так как железную дорогу от станции Ковров-2 на Муром в пределах нынешней городской черты построили в конце 1870-х гг. в глубокой выемке, то над ней был устроен мост на четырех металлических опорах для проезда гужевых повозок и пропуска пешеходов. Рядом с мостом построили будку для путейца-обходчика и сарай при ней для инструментов. Так как подобных будок по линии Муромской железной дороги появилось несколько, но данная со стороны Коврова была первой, то ее так и стали называть «1-я будка». Именно такие подписи фигурируют на старых открытках с изображением служебного жилья обходчика и «муромской» начала XX века. Через мост шла оживленная дорога, которая затем подныривала в туннель под линией другой железной дороги – Москва – Нижний Новгород.
Нынешний мост-путепровод через Муромскую уже второй по счету на этом месте, построенный из железобетона, как и «Павловский мост» в центре Коврова через Горьковскую железнодорожную магистраль. Несмотря на более скромные размеры, этот мост в конце улицы Социалистической тоже несет большую нагрузку, так как именно через него осуществляется движение транзитного автотранспорта, в том числе тяжелых грузовиков.
А что там творится на Радоницу или в праздники, когда центр города временно закрывают на проведение массовых мероприятий – настоящее столпотворение! Поток машин по путепроводу-дублеру едва ли не больше, чем на проспекте Ленина.
После появления нового кладбища у села Троице-Никольское выражение «На Муромскую» потеряло прежний двойной смысл. Молодежь его уже не помнит. А 1-я будка до сих пор сохранилась та самая, которая увековечена на старых открытках вековой давности, хотя и покрытая новой крышей. Это единственный жилой дом за Муромской дорогой в кладбищенском «треугольнике» между двумя железнодорожными магистралями.
Николай ФРОЛОВ.
Фото 2 - путепровод на фотографиях Владимира Введенского из архива Алексея Иванова, Санкт-Петербург.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2