Большая семья в Поморье носила в целом традиционно патриархальный характер.
"Род" в крестьянском быту поморов составляла, как и везде на Руси, лишь кровная родня в ее нисходящем потомстве. З.П. Васильцова отмечала, что "северный народ свой род знал хорошо – по фамилии люди определяли из какой деревни человек, чем славится его семья, чем худа и нехороша". Иногда вместо слова "род" употреблялось выражение "корень" и говорили, например, что "сын остался на отцовском корню", т.е. на родовом хозяйстве.
Поморы различали родство кровное и родство не по крови. К последнему они относили " сватовство ", родство по усыновлению, по " братанию " и духовное .Кровными родными признавались только те, в которых льется одна и та же кровь. Родство, по мнению поморов, должно считаться до четвертого колена. Название " близких " относится в большинстве случаев лишь к кровным родным, как к отцу, матери, детям, к деду, бабке, родным дядям, теткам, племянникам и племянницам. Двоюродное родство особенно по восходящей или нисходящей линии, как двоюродные дяди, племянники, а тем более родство троюродное принимается уже за родство второстепенное, а про остальных родственников говорят: "Какая это родня? – седьмая вода на киселе". «Свойственники» или "сродственники" составляют более дальнюю родню против кровных родных. Тем не менее "близкими" из них признаются все члены семей, из которых вышли муж и жена с мужьями и женами этих членов, прочие же родственники этих семей хотя и называются "сватами" и "сватьями", но роднею почти уже не считаются. Родственники и свойственники носят название " своих " ("Мы ведь свои люди", – говорят в деревне в этих случаях), а также "природа" – родня, " родница " – родственница.
Чужих детей, принятых в крестьянский дом, т.е. усыновленных , усыновившие супруги считают за родных и при этом близких. Усыновленный также, со своей стороны, признавал усыновившую семью "своею", называл новых родных "тятя", "тятенька", "мамонька". Про человека, который усыновил кого-либо из сирот, говорили: "Окромя своих детей, еще двоих сирот печалует " (от "печаловаться" - иметь кого-либо на своем попечении, воспитании.
Кроме усыновления близкое родство не по крови приобретается еще в случае, так называемого " братания ". Если, например, крестьяне живут между собой в большом ладу и согласии, то для более тесного скрепления уз, связывающих их, они "братаются", т.е. меняются крестами, именуясь тогда "крестовыми братьями".
Духовное родство признается между кумовьями, крестными, крестными детьми и родителями их, а также и между крестными детьми и детьми крестного отца или крестной матери. Это, так называемые, "подкрестные братья". Отношения между кумом и кумою, по народным понятиям, должны быть чистые, духовные и не только плотская связь, но и вступление в брак между ними считается греховным. Даже поссориться с кумом признается предосудительным, а потому в кумовья людей сварливых и беспокойных стараются не приглашать. – "Куда ж этого звать крестить? – замечает иногда отец новорожденного, - да мы с ним, того гляди, поругаемся". В отношениях между покумившимися требуется всегда соблюдение приличия, сдержанности и уважения. Кум, например, никогда не должен произносить скверного слова при куме, и если в ее присутствии кто-нибудь сквернословит, то он обязан остановить невоздержанного болтуна.
Крестные родители являлись, по понятиям поморов, как бы естественными покровителями своих крестных детей. На них возлагалась забота похлопотать о крестнике во всех случаях, когда отца или матери нет в живых или когда последним такие хлопоты почему либо неудобны. В случае, например, выхода девицы замуж, нередко крестная мать или крестный отец выведывали предварительно у нее, люб ли ей парень; без согласия их крестные дети обыкновенно не вступали в брак. Крестный отец имел право наставлять и наказывать своего крестника или "духовного сына" и последний обязан выносить такие выговоры и взыскания с покорностью и почтением. Между крестьянами считалось грехом обидеть своих восприемников: "Бог не даст счастья тому, кто обидел боженьку и божатка". Об уважительном отношении к крестному отцу говорит также другая поморская пословица: "Крестный отец пуще отца родного".
Кроме распространенной по всей территории России специальной "семейно-родственной терминологии" ("сваты" - родители мужа и жены между собой, тесть, теща, свекр, свекровь, зять, сноха, невестка, деверь, шурин, золовка, свояк и свояченица), у поморов существовали и свои, специальные названия "близких" родственников:
"Матерь", "мати", "матена", "матенка" – мать, женщина по отношению к своим детям; "дочерь" – дочь; "дедо" – отец отца или матери, дедушка; "внуча" - внук, внучка ; "братан" – родной или двоюродный брат, "брателко" – родной брат; "цицька" – сестра; "деенка", "дединка" – тетя, тетка; "племянка" – племянница ; "двойница", двойняшка; "двоюроденка(ца)" – двоюродная сестра, "двоюродник" – двоюродный брат; "осталица" – сирота-девочка ; "Божа", "Божатка", "Божатушка", "Божать", "Боженька", "Божина", "Божуха" – 1) крестная мать, 2) названая мать, принявшая сироту или подкидыша; "Божать", "Божатко" – 1) крестный отец, 2) названный отец, принявший сироту или подкидыша.
Близким родным и двоюродным, в случае нужды, считалось обязательным помогать: "как же им не помочь-то? Ведь они свои. Это ж если свой откажется, так с чужого что спрашивать?" – говорят поморы, руководствуясь известной среди них поговоркой: "Чужому откажи, а родному послужи". Когда они хотят укорить друг друга в предосудительном поведении, то замечают: "Ты и родню-то свою забыл, значит, и Бога скоро забудешь". Если в семье кто-то заболел, то остальные родственники непременно должным считают навестить больного, иначе больной сочтет себя обиженным и по селу пойдет дурная молва; если же кто умрет, то такое посещение роднею покойника считается еще более обязательным. Корова, лошадь падет, и тут родные всегда навещают потерпевшего.
Обязательным считается посещение родных и при радостных случаях жизни: родится ребенок, случится престольный праздник, именины, свадьба – все это причины для приглашения и самостоятельного посещения родственников. На такое семейное торжество, как именины, крестины, приглашают, впрочем, только самых близких родственников, иногда даже одного кума и куму, если домохозяева бедные, но на свадьбу зовут обыкновенно всю родню близкую и дальнюю.
"В здешнем народе, как и везде, родственная связь, даже между далекими родственниками, чувствуется и проявляется сильнее, нежели в высших сословиях. Связанные родством и свойством, если они не находятся в ссоре, живут между собой в самых близких отношениях, обнаруживающихся радушным приемом, угощением, предпочтением в местах во время гостьбы и непременным присутствием на свадьбах" (АГВ, 1868, N 50 042).
Среди поморов широко распространена была поговорка: "Деревенская родня, что зубная болезнь – унять надо" (т.е. угостить). Так, М.С. Богданков, описывая в 1910 году в ИАОИРС домашнюю жизнь, нравы и обычаи поморов, обращает внимание на существование у них старинного обычая: "В день своего ангела каждый помор разнашивает по всей родне, так называемые, "именинники". Эти именинники состоят из кулебяки с какой-нибудь рыбой в черном тесте, из маленького белого пирожка с изюмом и дюжины шанег разных сортов. Такая порция, всем одинаковая, относится, во-первых, крестному и крестной, потом всем дядям, теткам, сватовьям и уважаемым кумовьям... Вообразите, какую груду нужно настряпать этих пирогов и шанег злополучному имениннику!"
Источник:
Щекина С.С. Аксиология семьи и детства в поморской народной педагогике / Развитие образовательного пространства
на Европейском Севере России. Архангельск. 2004.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев