Алексей Михайлович несколько раз пробовал привезти в Россию европейскую труппу, но не смог – и тогда очень захотел свой собственный, русский театр, как у европейских монархов. Считается, что вызвался такой для царя открыть боярин Артамон Матвеев, воспитатель второй жены царя – Натальи Нарышкиной.
«Комедийная хоромина» открылась в Старо-Преображенском дворце в 1672 году. Это был первый в России профессиональный театр. Организация театра была поручена пастору из Немецкой слободы Иоганну Грегори: «Царь указал иноземному магистру Ягану Готфриду учинити комедию, а на комедии действовать из библии книгу Есфирь и для того действа устроить хоромину вновь, а на строение тое хоромины и что на нее надобно покупать из володимирской чети.
И по тому великого государя указу комедийная хоромина построена в селе Преображенском со всем нарядом, что в тое хоромину надобно». Иоанн-Готфрид Грегори, пастор Немецкой слободы в Москве Иоанн-Готфрид Грегори, пастор Немецкой слободы в Москве Грегори и переводчик Посольского приказа Георг Гивнер набрали 60 молодых людей в возрасте около 15 лет из обучавшихся в школе иноземных детей.
Первую пьесу для русского театра написал сам Грегори – а потом разучил её с труппой сразу на немецком и на славянском языках. На придворный театр было потрачено почти три тысячи рублей – невиданная сумма по тем временам. 17 октября 1672 года состоялось первое представление – пьесы «Есфирь»,или «Артаксерксово действо», восхваляющей мудрость государя. Она состояла из пролога, эпилога и 7 действий. Женские роли, в традиции классического театра, исполняли юноши.
По свидетельству современников царь «проглядел добрых десять часов, не вставая с места», и щедро наградил постановщика и участников спектакля «соболями и чинами». Придворный театр Алексея Михайловича Придворный театр Алексея Михайловича Вскоре в столице открыли театральную школу – одно из первых подобных заведений в Европе.
В ней обучали русских детей – в 1675 году учеников было 70 человек. Актерское мастерство преподавалось в манере немецкого театра XVIII века (тогда было ещё далеко до системы Станиславского): хороший артист должен был как можно более преувеличенно и ярко представлять все страсти и чувства своего героя.
В следующие 5 лет театр часто давал представления «комедий» (так в то время назывались вообще все спектакли). В 1673 г. шли пьесы «Иудифь» и «Товий» на ветхозаветные сюжеты и «Егориева комедия» о Георгии Победоносце. А на следующий год царь увидел «Орфея», первый в русской истории балетный спектакль.
На Масленицу 1675 г. в театре шла «Жалобная комедия об Адаме и Еве». А 24 января 1676 года, за считанные дни до смерти, Алексей Михайлович увидел «Комедию о Бахусе с Венусом» и «Комедию о Давиде и Галиаде» – историю о царе Давиде и великане Голиафе.
«Комедийная хоромина» существовала до 1676 года, но после смерти Алексей Михайловича закрылась. Труппу распустили. Но российский театр начался именно тогда.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев