В этот день православная церковь почитает мучеников Агафоника, Зотика, Феопрепия, Акиндина, Севериана, Зинона. Другие названия праздника: Потехи лешего, Агафон, Агафонов день. Агафоник жил в Никомидии, происходил из знатного рода Гиппасиева. Он хорошо знал Священное Писание, поэтому смог обратить многих язычников к вере во Христа. Посланный в Понтийскую страну Комит Евтолмий в местности Карпен распял учеников христианина Зотика, которые не захотели принести жертву идолам. Самого же Зотика мучитель взял с собой. В Никомидии Евтолмий схватил Агафоника, Акиндина, Севериана и Феопрепия. После истязаний мучеников повели во Фракию на императорский суд. Однако по дороге Евтолмий умертвил мучеников Акиндина, Зотика и Феопрепия, которые из-за полученных во время истязаний ран не могли идти за колесницей правителя. Позже он умертвил мученика Севериана, а мученик Агафоник с другими в Силиврии были усечены мечом. Наши предки верили, что Агафон-огуменник «леших вон гонит». По народному поверью, в этот день можно встретить лешего - лесного духа, хозяина чащи и зверей. В народе его еще называли лесовик и боровик. Издали он немного напоминает человека. Все тело лешего покрыто густой шерстью. У него длинные волосы, зеленая борода, козьи рога и ноги. Одет лесной дух в звериные шкуры. Леший своим смехом пугает людей, в непроходимые чащобы заводит путников, может украсть ребенка. Лесовик мог стать маленьким как мышка или вырасти выше самых высоких деревьев в лесу. Он умеет ржать как лошадь, плакать как ребенок, смеяться так, что все деревья дрожат. Он может превратиться в зверя, мох на дереве, скрипучие коренья. В октябре леший впадает в спячку, а по весне возвращается. Считается, что леший не только проказничает, но и помогает людям, особенно тем, кто его уважает. В этот день крестьяне надевали тулуп наизнанку, брали кочергу и шли стеречь свое добро. Потому что этой ночью леший на поле дурит, снопы валит, на гумне все вверх дном переворачивает. Чтобы уберечься от лешего молились мученику Севериану, очерчивали кочергой круг и садились в центре. Еще в этот день старались задобрить домовых и дворовых духов. Женщины пекли пироги и оставляли их в овине, на конюшне, в бане, на чердаке, за печкой, чтобы духи подкрепились и в дальнейшем не вредили хозяевам.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев