
Сыграл видную роль в развитии российской культуры.
Кавос происходил из старинной венецианской семьи. В 12 лет юный Катерино Кавос сочинил первое хоровое произведение — кантату на прибытие императора Леопольда II в Венецию. В 14 лет он, приняв участие в конкурсе и оказавшись лучшим среди нескольких претендентов, был назначен на должность органиста собора Святого Марка, но добровольно уступил эту работу своему сопернику, пожилому человеку, обремененному многочисленным семейством и крайне нуждавшемуся. Этого благородства Кавос не утеряет никогда, и спустя столетия его будут вспоминать не только как великого музыканта, но и как великодушного добропорядочного человека, и благодарность к нему останется навсегда.
В эти годы он сочинял произведения, среди которых получили известность большая кантата по случаю заключения мира в Кампо-Формио (1797), по которому Венеция присоединялась к Австрии, и музыка к балету «Сильфида». Какое-то время молодой музыкант работал репетитором у своего отца при оперной труппе, при этом не оставляя сочинительства. Впоследствии был приглашен капельмейстером и балетным композитором в Падую, затем работал учителем музыки в Венеции и поступил на должность капельмейстера в труппу Астарити. К этому времени он уже был женат на итальянской оперной певице Камилле Бальони.
С 1799 (по другим данным, 1797 или 1798) года начинается его деятельность в Петербурге, куда он прибыл как капельмейстер итальянской труппы Ж. Астаритты, а его жена Камилла Бальони — как певица этой же труппы. Европейские труппы при императорских театрах в России были недолговечными, император Павел I собственноручно распустил труппу Астарити и ещё несколько других. Осенью 1798 году был приглашен в русскую труппу императорских театров.
С 1803 года Кавос был назначен капельмейстером итальянской и русской оперных трупп и одновременно музыкальным педагогом в театральном училище. В 1806 году от работы в итальянской труппе он был освобождён, но зато на него было возложено управление всей русской оперой, а кроме того в его обязанность входило сочинение музыки для трёх императорских трупп: русской, итальянской и французской.
В то время, когда во главе русской оперный труппы в Петербурге стоял К. Кавос, балетную часть возглавлял Ш. Дидло. Двум этим выдающимся деятелям во многом обязана Россия в развитии театрального искусства. В их содружестве было поставлено несколько балетов: Кавос сочинял музыку, а Дидло разрабатывал сюжеты и хореографию.
Большую часть времени Кавоса занимала работа с певцами. Он занимался не только с учащимися театральной школы, но отдавал много времени поискам новых талантов и брался сам за их обучение.
Кавосу принадлежит авторство ряда реформ в русском оперном театре, в частности, по его настоянию в 1803 г. русская оперная труппа была отделена от драматической.
Сменив в должности главного капельмейстера императорских театров С. И. Давыдова, Кавос принял и работу по редактированию для русской сцены европейских опер. Среди его работ той поры оперы «Les trois sultanes» («Три султанши») и «Les trois bossus» («Три брата-горбуна»), причём опера «Три брата-горбуна» стала первым представлением на русском языке и не сходила с репертуара 20 лет. Совместно с С. Давыдовым они сделали начатый в 1803 году оперный цикл с продолжениями к опере-зингшпиль Фердинанда Кауэра «Дунайская русалка» («Das Donauweibchen») по пьесе «Дунайская нимфа» Карла Генслера. В русской переделке опера называлась «Днепровская русалка»; драматургическая переделка Николая Краснопольского.
В течение 1811–1829 гг. Кавос помимо преподавания в Императорском театральном училище стал учителем музыки в Смольном институте; в 1821 году он получил там должность инспектора. Преподавал также в Санкт-Петербургском Благородном пансионе, а в 1832 году стал директором всех оперных Императорских оркестров.
Весной 1840 года в возрасте 64-х лет Катарино Кавос заболел и впервые получил отпуск и возможность выехать за границу. Но болезнь прогрессировала, воспользоваться отпуском он не успел — умер 10 мая 1840 года. В его похоронах принимали участие все оперные оркестры, которыми он заведовал. Оркестры и певцы исполнили «Реквием» Керубини.
В течение своей деятельности в России Кавос написал музыку к 32 русским оригинальным операм и к 6 переводным, много водевилей и балетов, кантат, интермедий, полонезов и т. п. Кавос сочинил до тридцати опер, 6 балетов, очень много водевилей, хоров, песен. Некоторые балеты сочинены Кавосом в сотрудничестве с учениками Туриком, Сушковым и Шелиховым.
Живя в России и всё больше интересуясь её историей, Кавос обратился к национальной русской музыке. Сюжеты в его произведениях все больше и всё чаще приобретают национальный характер. Первой русской оперой Кавоса стала опера «Князь-Невидимка, или Личарда-волшебник» (текст Лифанова, Придворный театр, 1805). Эта опера состояла из шести актов и длилась более семи часов — такая длительность в то время не была чем-то особенным: представления длились долго — они были рассчитаны на праздную аристократическую публику. Первая её постановка прошла 5 мая 1805 г., а через неделю, 12 мая, опера в несколько сокращённом варианте была представлена императорскому семейству, вызвав весьма положительную реакцию. Затем последовали другие произведения, среди которых: «Илья-Богатырь» (либретто Ивана Крылова, пост. 1807 г., этой опере выпала честь быть в течение двадцати лет необходимой принадлежностью всех официальных торжеств), «Добрыня Никитич», «Жар-Птица» (либретто князя Александра Шаховского), «Светлана» и другие. Наряду с работой в опере, Кавос писал музыку и к балетам: «Амур и Психея» (1809), «Ополчение, или Любовь к отечеству» И. Вальберха и Огюста о патриотизме русского народа в Отечественной войне 1812 года (постановка 1813 г.; особое место занимает балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» по Александру Пушкину, где он обратился к творчеству великого русского поэта (постановка Ш. Дидло, Большой Каменный театр, Петербург, 1823 г.; в 1827 году постановка прошла в Москве в Большом театре), и др.
Помимо былинных и сказочных сюжетов предметом его творчества становится и история России. Появляются его оперы: «Крестьяне», поставленная в 1814 г. и изображавшая русскую патриотическую готовность умереть за веру и царя; «Сокол князя Ярослава», «Откупщик Бражкин», «Юность Иоанна III», а также опера «Иван Сусанин», которая пользовалась заслуженным успехом и считается лучшей из опер Кавоса. Это наиболее значительное произведение Катерино Кавоса. Значение этой оперы очень важно для русской музыкальной истории — она оказалась предтечей нового русского направления и среди прочего одноимённой оперы М. И. Глинки.
Опера «Иван Сусанин» занимает главное место в творчестве Кавоса. Это была первая попытка создания историко-героической русской оперы и потому имеет особое значение. Это двухактная опера. Текст был написан князем А. А. Шаховским. Сюжет обращён к реальным событиям в истории России XVII века, к подвигу крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. Опера была поставлена в Петербургском Большом Каменном театре 19 октября 1815 года.
Хотя драматически образы в опере Кавоса были достаточно просты и схематичны, по музыкальной части она делала огромный шаг вперед: впервые была дана развёрнутая полифоническая обработка для хора и оркестра русской народной песни (ария «Не бушуйте, ветры буйные»).
Аналитическому разбору этого произведения Кавоса посвящена статья музыкального исследователя Виктора Коршикова «Два „Ивана Сусанина“»:
«В хоровой песне крестьян „Не бушуйте, ветры буйные“ чувствуется начало того русского хорового стиля, который был впоследствии использован Глинкой, Римским-Корсаковым и Бородиным и достиг зенита у Модеста Мусоргского. В этом фрагменте были использованы принципы народных подголосков, а басы, которые прежде считались орнаментом для хора, вели основную мелодию. Случай уникальный для начала XIX века. Вообще наиболее яркие исполнения в опере Катерино Кавоса были именно хоровые. <…> Написана была первая русская опера в стиле французской „опера комик“ — диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка. Шаховской изменил финал: его Сусанин не умирает смертью героя, а блуждает с польским отрядом по лесу от дерева к дереву в разных концах сцены и ждёт, когда явится русский отряд, убьёт поляков и освободит его. Сусанин Шаховского сам объясняет свой подвиг односельчанам по ходу дела так: „По лесу с гостями я буду гулять, а вам нужно русский отряд подозвать. Все русские воины поляков убьют, а после меня к вам домой доведут“. Так оно в конце концов и случилось. И довольные селяне поют хвалу соседу, нагулявшемуся с доброжелательными гостями по просторам сцены».
«Конечно, — замечает автор далее, — столь наивная трактовка образов и героев, и врагов не могла удовлетворить проснувшееся в России чувство патриотического самосознания, она не достигала ожидаемого трагедийного пафоса. Поэтому можно сказать, что нового музыкального творения на ту же тему уже ждали». Этим новым музыкальным творением стала опера с аналогичным названием молодого композитора Михаила Глинки. Кавос не только согласился принять к постановке новую оперу, которая явно конкурировала с его собственной, но и стал её первым дирижёром; эта постановка прошла 9 декабря 1836 г. и стала последней для К .Кавоса. И при этом он вовсе не собирался снимать с репертуара своё произведение. Обе оперы, не мешая друг другу, шли на одной сцене. Более того, некоторые актёры исполняли одни и те же партии в разных спектаклях. До середины XIX века обе оперы постоянно исполнялись на столичных сценах, а в 50-х годах произведение Кавоса пользовалось даже большей популярностью, чем опера Глинки. Одним из актёров, участвовавших в обеих постановках, был Осип Петров, ученик Кавоса. В обоих спектаклях с одинаковым сюжетом он исполнял одну и ту же роль главную партию Ивана Сусанина и прославился исполнением в обеих постановках.
#КонкурсМусоргского #MoussorgskyCompetition
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев