Сыктывкар
БРУСЯНОЙ ПРОМЫСЕЛ, ТОРГОВЛЯ, ЯРМАРКИ В КОМИ КРАЕ (XVIII век)
Старинным промыслом, привлекавшим большое количество крестьян, была разработка брусяного и точильного камня. Так называемая брусяная гора находилась в Усть-Сысольском уезде на левом берегу Печоры недалеко от села Шугор. Гора эта предоставляла один их западных отрогов Урала, покрытый лесом и вытянувшийся параллельно реке Печоре с юга на север на расстоянии до 25 верст. Ломка брусяного камня производилась по течению небольших речек Сопляски и Вои, притоков Печоры в местах пересечения этими речками брусяного горного кряжа. В «Экономических примечаниях» сказано: «Окружности оная гора имеет восемь верст, вышиною ж от горизонта перпендикулярно 360 сажен». Как видно из указа Яренской воеводской канцелярии от 25 января 1745 г., разработка камня на горе велась уже во времена царя Михаила Федоровича, на что имелась специальная жалованная грамота. Яренская канцелярия на основании этого документа закрепила брусяную гору за крестьянами Усть-Немской, Мыелдинской и Печорской волостей, хотя Лепехин, путешествовавший в 1771 г. по сысольским волостям, замечает, что и оттуда в летнее время крестьяне ездили на Печору, где ломали точильный камень, а затем развозили в отдаленные места. При этом он отмечал, что «почти весь Яренский уезд сим кормился промыслом». К сожалению, мы не располагаем данными о количестве крестьян, занятых разработкой камня.
На примере брусяно-точильного промысла видно, как перерастало мелкое товарное производство в простую капиталистическую кооперацию. С самого начала своего возникновения разработка брусяно-точильного камня предполагала участие в ней нескольких групп людей, ибо как весьма трудоемкий процесс, ломка камня, шлифовка и отделка брусьев и точил не могла производиться одним человеком. Камень обычно добывался с глубины до четырех саженей от поверхности земли. Верхний слой земли убирался, более тонкие слои камня раскалывались клиньями и ломами. В основе производства лежал ручной труд с ярко выраженным разделением труда: одни ломали камень, другие отделывали и шлифовали его. Крупные куски камня шли на изготовление точил, а из мелких изготовляли брусья. Брусья были длиной от одного до четырех вершков, в ширину полтора и толщину три четверти вершка и изготавливались из расчета, чтобы каждая тысяча тянула не менее 60 пудов. Точила весили от двух до 20 пудов. Их делали круглыми: «Окружить оные точила по циркулю, что бы были круглы во все стороны и неугловаты и непродолговаты и по сторонам гладкие и нешиловаты и нещербоваты, ровные и неямоватые».
Основными орудиями труда являлись ломы, топоры, кирки, железные клинья, циркули. Получаемая продукция закупалась на месте торговцами и доставлялась на Якшинскую пристань и в Усть-Сысльск, откуда расходились по всей России.
В первое время (приблизительно до второй половины XVIII в.) крестьяне сообща, организуясь в артели, занимались разработкой камня. Во второй половине века в эксплуатацию горы все шире проникает купеческий капитал. В 1770 г. за уплату подушной и хлебной недоимки в размере 1000 рублей за крестьян Печорской, Усть-Немской и Мыелдинской волостей весь промысел, по предложению губернатора Головцына, был отдан на десять лет в оброчное содержание усть-сысольскому купцу Г. Сужанову. Воеводская же канцелярия зачла деньги только за одну Мыелдинскую волость. В 1777 г. усть-немские крестьяне пытались оспорить это несправедливое решение, жалуясь, что они «зачета не получили», но безуспешно. С этого времени крестьяне указанных волостей без взаимного согласия и «без точного ведома казенной палаты» начинают в розницу раздавать участки горы в арендованное содержание различным купцам, а сами подряжались в работники. Подряды заключали обычно богатые крестьяне по одобрительному письму своих волостных начальников. После чего они заключали договор с тем или иным купцом.
11 марта 1792 г. усть-немские крестьяне Габов и Шомесов, получив от волостных начальников одобрительное письмо, заключили договор с усть-сысольским купцом В. Чукичевым на изготовление и поставку ему в Усть-Сысольск на одном обласе 600 пудов брусьев и точил, в том числе 5000 брусьев. Каждая тысяча брусьев должна быть весом 60 пудов, а точила от 1 до 10 пудов «неколоты, нешиловаты, хорошей работы, которые выработать своими работниками инструментами» и доставить в сентябре в Усть-Сысольск. Рядили они, Габов и Шимесов за пуд точил по 20 коп., за брусья – по 25 коп. Задаток им дан 30 руб., а остальные должны получить по доставке груза. 27 марта 1792 г. подрядчик, зажиточный крестьянин Мыелдинской волости Д. Мамонтов заключил договор с тем же купцом на выделку и поставку брусьев и точил в Усть-Сысольск своими работниками за такую же цену.
Оброчная сумма и большая часть заработка крестьян шла на уплату государственных податей и сборов. В документах указывается, что выгоду от производства точил и брусьев получают арендаторы, «крестьяне же есть не что иное, как работники их, пользы обществу нисколько от нынешних работ нет».
В начале XIX в. промыслами на горах заинтересовалась казна, которая провела обследование горы и выявила там большие запасы брусяного и точильного камня. Было решено передать гору в казну. Однако большие капитальные затраты, требования в большом количестве специалистов и рабочих заставили Департамент государственных имуществ изменить свои первоначальные планы. Как и прежде крестьяне продолжали сдавать гору в оброчное содержание, а сами нанимались работать на ней.
Мелкотоварный характер носили кожевенное и кирпичное производства, хотя и они были развиты слабо. В 1759 г. купец Г. Суханов имел кожевенный завод в Усть-Сысольске, но о производительности его сведений не имеется. Небольшие кирпичные заводы, имевшиеся в Усть-Сысольске и Яренские в начале работали тогда, когда было церковное строение, но со временем кирпич стал поступать на продажу местным крестьянам. В 1734 г. на строительство Покровской церкви в Усть-Сысольске купцами Иваном и Петром Сухановыми было заготовлено кирпича 200 тысяч, да на 1735 г. было подряжено изготовить еще 100 тысяч.
В двух уездных городах края, где большинство жителей составляли вчерашние крестьяне – мещане, купцы и разночинцы не было цеховых ремесленников. В «Экономических примечаниях» сказано: «Цеховых мастеров серебренников, медников, оловянников, слесарей, кузнецов, портных, сапожников, башмачников, резчиков, столяров, живописцев, часовщиков и тем подобных не имеется, кроме партикулярных людей, приезжающих из разных жительств» на время работы. О занятиях же мещан и купцов говорится, что они «отъезжают к кочующим в юрты около Сибирского поясового камня, рек Печоры, Ижмы и слободы Пустозерска и ясашным остякам, самоедам, манцам, у коих выменивают на приличный для сих иноверцев товар мягкую рухлядь, оленьи кожи, лапы и разное, по их манеру шитое платье, замши и мамонтовую кость». Эти товары перепродавались потом устюжским и московским купцам, которые специально приезжали в Усть-Сысольск в марте месяце. Таким образом, Усть-Сысольск во второй половине XVIII в. играл роль посредника между местным и всероссийским рынком.
Говоря о развитии городов, созданных по административной реформе 1775 г., несущих на себе печать феодального режима и незавершившийся процесс городообразования Ф. Я. Полянский пишет: «Избыток торговых возможностей лимитировал развитие промышленности в ряде русских городов XVIII в., отвлекая силы мещанства. Посадский человек тянулся к торговле и предпочитал скорее быть мелким скупщиком или хотя бы приказчиком, чем ремесленником». Однако, хотя Усть-Сысольск и был довольно крупным рынком для края, товарный оборот его был сравнительно невелик. На ярмарки, которые здесь были два раза в год, первая с 1 по 10 января, вторая – с 26 ноября по 1 декабря, помимо местных купцов и уездных крестьян приезжали купцы из Устюга, Яренска, Сольвычегодска, Пустозерска и других городов. Крестьяне продавали на них продукцию своих охотничьих и рыболовных промыслов: шкурки выдр, соболей, горностаев, белок и других зверей. Привозили так же, как видно из «Экономических примечаний», диких гусей, уток, лебедей, тетеревов, рябчиков, свежую рыбу, масло, сало, овчины, телятины, сермяжные сукна. С Печоры привозили соленую семгу, сигов, а также кедровые орехи. Был в продаже также хлеб – в основном рожь и ячмень.
Для купечества края особенно во второй половине XVIII в. характерна следующая операция: закупленный в усть-сысольских волостях хлеб продавался в северных волостях – в Ижемской и Усть-Цилемской слободках, в Пустозерске и др., купленную на вырученные от продажи деньги рыбу поставляли на устюжский рынок; после этого оборот повторялся.
Наиболее оживленной для северного района края была зимняя ярмарка в Важгортском погосте, на которую приезжали устюжские, архангелогородские, сольвычегодские, красноборские, мезенские купцы и крестьяне. На Выми, в Турецкой волости с давних пор продолжала действовать ярмарка в селе Турья, куда в основном съезжались устюжские, яренские и сольвычегодские купцы, а также крестьяне из соседних волостей.
Крупную роль в жизни края играли Туглимские ярмарки на средней Вычегде, устраивающиеся четыре раза в году: в январе, марте, июне и сентябре. Продавая свой товар – масло, сало, сермяжные сукна, кожи, пушнину, крестьяне в свою очередь приобретали здесь различные ткани, железные изделия и т.д.
Характер крестьянской торговли мало чем отличался от купеческой и уступал ей лишь в размахе оборотов. Основным же, объединяющим их было то, что той и другой группе было свойственно ростовщичество, связанное, главным образом, со скупкой товаров. Через торговцев и скупщиков местное крестьянство поддерживало связи со всероссийским рынком. Усиление торговых связей с общерусским рынком в свою очередь способствовало дальнейшему росту и развитию местной торговли, усилению межрайонных экономических связей.
Печатается в сокращении. Полностью читайте в источнике: Политов В. В. Промышленность Коми края в XVIII веке. – Сыктывкар, 2005. – 120 с.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев