Опыт работы с детским хором на приходе оказался успешным.
В 2012 году образовалась Мичуринская епархия в составе Тамбовской митрополии. С этого момента многие интересные инициативы стали активно развиваться в церковной среде. Появился целый ряд фестивалей и творческих конкурсов, духовенство стало чаще посещать образовательные учреждения и работать с молодежью.
Одним из ярких событий стало образование детских приходских хоров. Сегодня такие коллективы действуют в целом ряде приходов Мичуринской епархии, но самый первый детский хор, исполняющий богослужебные песнопения, появился в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» города Мичуринска.
Об этом творческом коллективе сегодня поговорим с руководителем отделения церковного пения при воскресной школе Скорбященского храма Еленой Георгиевной Россошинской и выпускницей означенного отделения и регентом детского хора Лидией Федоровной Мантровой.
– С чего началось формирование детского хора, и когда это было?
Елена Россошинская: Я пришла работать в воскресную школу в 2008 году. Начала петь в приходском хоре. В декабре матушка Юлия Гирич попросила меня помочь с подготовкой рождественского концерта. Так и началась музыкальная работа с детьми. Готовили рождественские и пасхальные утренники.
Потом в 2013 году батюшка (настоятель Скорбященского храма протоиерей Алексий Гирич. – Прим. автора) попросил создать детский хор. Я, конечно, удивилась. А он продолжает, мол, ничего страшного, тропари выучите, кондаки к праздникам. Хоть у меня было и высшее, и музыкальное образование, семинарского курса я не заканчивала. Охватил трепет. Но стали пробовать. Занятия были назначены по графику – два раза в неделю. Стало получаться. И в первую очередь, наверное, потому, что у самих детей, которые собрались в первый набор детского хора, было огромное желание петь. Они хотели учиться, они хотели, чтобы у них получилось. Тогда у нашей воскресной школы не было своего помещения, и мы занимались в разных местах, где можно было договориться. Но это нам не помешало. Ребята даже летом на каникулах собирались, чтобы устраивать спевку. Приходили ко мне домой, чтобы занятия не прерывались. В любое время, когда бы занятия ни были назначены, они как один собирались.
Вообще, надо сказать, самый первый состав детского хора был самый сплоченный. Они, насколько я помню, всегда были вместе. Репетиции, занятия и даже отдых – все вместе. Настоящий коллектив составлен у них был.
Лидия Мантрова: Мы сами очень хотели, чтобы у нас появились занятия по церковному пению. И когда эти уроки начались, мы спешили на них, несмотря ни на погоду, ни на усталость. Просили Елену Георгиевну еще хоть немного позаниматься до службы или после. И нам это очень нравилось.
– Отрадно, что дети горели желанием учиться и петь. Но, наверное, не все было уж прямо так гладко. Какие возникли трудности в начале пути?
Елена Россошинская: Работы было, конечно, много. Практически никто из пришедших в детский хор не знал нотной грамоты. Нам приходилось наверстывать, иначе невозможно было бы работать дальше, мы бы не понимали друг друга, говорили бы на разных языках. Я не требовала от детей, чтобы они зубрили что-то, в этом совершенно нет смыла, но мне хотелось, чтобы они понимали хотя бы элементарные вещи. Я готовила каждому комплект с нотами, и мы старались по ним петь, а потом они настолько привыкли к нотному сопровождению, что, когда мы брались за какое-нибудь новое произведение, я раздавала им текст, а ребята требовали с меня ноты.
С каждым приходилось учить отдельно партии, потом сводить их воедино, чтобы они могли вместе спеть. Кроме того, нужно было знать и понимать церковнославянский язык. Да, у ребят были занятия по чтению в воскресной школе, и они немного уже были знакомы с некоторыми словами, но все равно, прежде чем спеть, иногда приходилось и разбирать текст.
Потом возникла еще одна сложность – дефицит книг. До нас детским пением на приходе никто не занимался, базы не было никакой. Начали собирать книжную подборку. Мое убеждение, что не должно быть такого – люди учатся, а книг нет. Батюшка помогал: доставал нам некоторые нужные книги, привозил даже из Москвы. И надо сказать, я стала учиться вместе со своими воспитанниками. Оказалось, что сама очень многого не знаю. Дома разбирала по книгам. Разложу все, распишу, что будем учить, а потом – на занятия к ребятам.
– И вы все же справились и начали петь?
Елена Россошинская: Конечно! А затем нас батюшка благословил учить службу, чтобы можно было петь на Литургии. Начали готовиться. Основной хор выделил нам несколько молитв, которые мы могли спеть на первом этапе. В частности, одни из первых произведений, за которые мы взялись, – антифон «Хвали душе моя Господа», «Единородный Сыне», «Трисвятое», «Аллилуия», «Достойно есть». Все самое простое.
– Когда же состоялась первая Божественная литургия, за которой пел детский хор?
Лидия Мантрова: Очень хорошо помню нашу первую Литургию. Это было 26 октября 2014 года. Накануне нам сказали, что мы будем петь за службой, а потом выяснилось, что это не рядовая служба, а к нам на приход приезжает Преосвященный Владыка. И наше, так сказать, «боевое крещение» было в столь торжественной обстановке. Мы, конечно, были напряжены сильно. Еще бы, мало того что у нас первый выход, так еще и архиерейская служба! Но Владыка в один из моментов службы подошел к нам и поддержал: «Молодцы, ребята! Не переживайте, вы очень хорошо поете».
– Я тоже был на этой службе и помню ваше смущение. Но также я помню и умиление, которое вы произвели на всех прихожан и духовенство. Ваше начинание очень понравилось Владыке Гермогену, и он активно начал популяризировать идею создания приходских детских хоров. Но, возвращаясь к вашему первому дню на клиросе, может, было тогда что-то необычное, чего после никогда не случалось?
Лидия Мантрова: Никогда, наверное, не забуду этот момент. Елена Георгиевна параллельно с нами должна была петь и в основном хоре. И никто другой, кроме нее, не знает партию третьего голоса. Поэтому она всю службу перебегала от одного хора к другому. И вот вышел такой момент: наш руководитель на клиросе со взрослым хором, с нами осталась матушка Юлия, а нам надо сейчас петь. Мы, вероятно, большими глазами смотрим на матушку как на единственного взрослого рядом с нами. Что нам делать? Как петь? Но матушка не растерялась. Говорит: «Поем, как учили». И, знаете, спели что-то. Хотя теперь понимаю, что без улыбки это все наше творчество, пожалуй, вспоминать нельзя.
– Однако нельзя поспорить с тем, что со временем вы все-таки добились довольно высоких результатов в своем творчестве. Как сложилась судьба первых выпускников? Связана ли сегодня их жизнь с церковным пением?
Елена Россошинская: Да, в первый состав детского хора вошло много талантливых ребят. Лида Белосохова, теперь Мантрова, стала регентом. Настя Провоторова сейчас еще продолжает обучение, тоже учится на регентском отделении. Аня Калачкина, теперь Грубова, пошла по художественной части, учится на иконописца. Хотя приезжала на каникулы, созналась – поет в студенческом хоре. Даша Соловьева учится в Свято-Тихоновском университете, но пение тоже не забросила. Да и, надо сказать, они до сих пор, если собираются в городе на каникулы, то все вместе приходят на службу и встают на клирос.
– Получается, детский хор стал приличной базой, коль подвигает выпускников продолжать профильное образование?
Елена Россошинская: Конечно, мы очень старались. А с девочками, которые собирались поступать на регентское отделение, приходилось заниматься и дополнительно, чтобы они поднаторели.
Лидия Мантрова: Одним из вступительных испытаний была игра на инструменте. До учебы в семинарии у меня не было никакого музыкального образования, кроме того, что я получила в воскресной школе. Но Елена Георгиевна приложила все усилия, чтобы я могла освоить инструмент и пройти вступительные экзамены.
– Как же было принято решение поступать на регентское отделение?
Лидия Мантрова: У меня с детства была мечта: я хотела петь на клиросе. Когда мы стали регулярно выходить на богослужения, моя мечта подросла – мне захотелось стать регентом. Мне эта профессия казалась невероятной! Ну подумайте, вся красота службы держится на регенте. Батюшка, конечно, может служить и без хора, но тогда богослужение будет не такое торжественное. Я стала готовиться к поступлению в Тамбовскую духовную семинарию. Но случилось так, что там незадолго до моего поступления закрылось регентское отделение. Помню, какое напало на меня смятение. В школе с нас уже взяли списки экзаменов, которые мы будем сдавать. Я сделала основной упор на музыкальную подготовку. Начала примеряться: куда еще можно пойти учиться. А хотелось-то быть регентом. Но когда подошла пора выпускных школьных экзаменов, все решилось: я попробовала поступить в Воронежскую духовную семинарию. И вот теперь уже дипломированный специалист.
– За время обучения Вы не потеряли связь с воспитавшим Вас храмом. Как складывалось общение?
Лидия Мантрова: Я благодарна родному приходу и за подготовку, и за дальнейшую поддержку. Помню, когда приехала домой впервые как студентка. Отпросилась, чтобы попасть на престольный праздник – 6 ноября 2016 года. Пришла на службу. А тут мне и говорят: «Лида, давай ты попробуешь управлять хором». Я, напомню, отучилась всего два месяца, тон еще толком задавать не научилась, а тут такая практика! Но все меня подбадривали, и я согласилась. Но самое удивительное, что, как и моя первая служба в роли певчей, первая регентская практика пришлась тоже на архиерейскую службу.
Тогда это осознавалось не так, но сейчас я очень благодарна моим старшим наставникам за такую практику. Меня практически поставили перед фактом: ты – регент. И все. Хочешь, не хочешь – надо. Потом не раз видела среди сокурсниц и прочих студенток регентского отделения невероятный страх перед хором. Им было очень тяжело пересилить себя и начать управлять. Это действительно непросто, на тебе вся ответственность за стройность богослужения. И если ты не знаешь, что делать, то это беда. И этого очень многие боятся. А я, совсем молодая, перешагнула этот рубеж, не успев ни о чем задуматься, и с доброй поддержкой все получилось.
В семинарии есть традиция: регентовать студентки начинают только с конца третьего – начала четвертого курсов. А я уже после первого курса в родном храме пробовала работать с хором, когда приезжала на каникулы. И это мне очень пригодилось в освоении профессии.
– Первый состав хора подрос и вылетел, как говорится, из гнезда. Что было дальше?
Елена Россошинская: А дальше стали делать новый набор. Так всегда в детских коллективах: одни подрастают и уходят, другие приходят им на смену. Этот поток практически непрекращаемый. Но одно у нас остается неизменным – желание ребят петь. Если я вижу, что кому-то скучно, нет особого стремления, то мы с ними ищем какой-то другой вариант занятий. В воскресной школе много направлений, и есть чем заняться. А в хоре остаются только те ребята, кому это действительно интересно.
– Но теперь у Вас появились помощники. Как разделились обязанности?
Лидия Мантрова: Да, отучившись, я вернулась домой, и меня приняли работать на родном и любимом приходе. Теперь и я уже помогаю ребятам научиться церковному пению. Основная работа, конечно, по-прежнему лежит на Елене Георгиевне. Она, как и нас когда-то, с большим энтузиазмом учит детей. А я чаще выхожу с ними на богослужения. На мне работа по «чистке» перед пением на службе. Учимся правильно брать дыхание, регулируем правильность произношения звуков и слов.
– Пение за службами – это предел, или есть еще какие-то интересные творческие идеи?
Лидия Мантрова: Кроме богослужений, мы готовимся к приходским утренникам. Наши воспитанники принимают участие в рождественских и пасхальных фестивалях.
– Вы уже говорили, что выпускники возвращаются по возможности на клирос. Не забывают они приобретенные навыки?
Елена Россошинская: Конечно, нет. У нас даже такой момент, что, кроме детского, собирается еще и молодежный хор. В молодежном отделении поют наши выпускники. Пусть редко, но они все-таки собираются, вместе молятся и поют.
Лидия Мантрова: Да, мы очень сдружились. Хор – это коллектив. Хочешь, не хочешь, а приходится друг под друга подстраиваться, друг друга понимать. У нас как-то так сложилось – появилась дружная компания. Стараемся вместе встречать разные праздники. Всегда рады встречам, общению и совместным делам, в том числе и пению за богослужением.
– И напоследок поделитесь секретами успеха в работе с детским хором.
Елена Россошинская: Нужно любить свою профессию, любить детей, иметь определенные знания и очень-очень много трудиться. Тогда и будет результат.
Беседовал Роман ЛЕОНОВ,
председатель Информационно-издательского отдела Мичуринской епархии, член Союза журналистов России. Колокольный звон, №9 за сентябрь 2023 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев