В Большом Камне есть музей. Один. Настоящий. Для любого желающего, с выставочными залами. С экспозициями. Небольшой, всего 400 квадратов с хранилищем... Далеко не все в городе про него знают. Но Новомировцы – все. Город начинался именно отсюда, с поселка переселенцев Южная Лифляндия. В котором потом образовался рыболовецкий колхоз Новый Мир.
И в память о своей истории колхозники в старом здании управления организовали музей. Который сам по себе история, даже без экспонатов. И вот сегодня большая часть истории может пропасть. Превратиться в миф, сказку и забвение. Причина простая- в городе с двумя огромными многотысячными заводами дырявый бюджет. Не потому, что огромные социальные расходы, совершенно нет. Просто так устроено и организовано, что с рабочего города выводится на уровни выше всё, оставляя на распоряжение городской администрации ровно на содержание бюджетных и казённых учреждений. Даже слегка меньше. И чтобы закрыть бюджетную дыру администрация должна что-то из городского имущества продать. Вот и дошло дело до старого музея.
К правде сказать, не к тотальному уничтожению. К переезду в новое здание дома культуры на гораздо меньшую площадь и размазанным в форме выставки по разным углам и этажам. В одну большую комнату войдёт далеко не всё. И не так.
Новый мир конечно же не рад такому. Понимание, что это конец музею как хранилищу истории, есть. И чтобы успокоить общественные волнения на четверговую думу администрация подготовила целый ряд выступлений, обосновывающих продажу музея. Вопрос как-то сразу стал политическим, потому что за перенос и продажу дружно выступил актив Единой России, а против – исключительно граждане к партиям отношения не имеющие.
В оправдание переезда было и то, что здание старое, и то, что денег на содержание и ремонт нет, и то что там даже уборная на улице... И то, что посещаемость никакая, и то что зав музеем отстала от жизни и только о себе думает. Начальник городского бескультурья г-жа Березницкая договорилась до того, что сэкономленные на музее деньги помогут войну выиграть, да и музей – это вообще не дело города. Г-жа Карепанова как депутат думы и специалист по молодежному воспитанию объяснила собравшимся, что не ходят люди в музей, потому что экспозиции не смотрятся в современных понятиях, а вот когда их перенесут на интерактивные доски – тогда да, вот эти картинки молодёжь будет смотреть с удовольствием.
Вопрос действительно получился политическим. Потому что каждый, кто заходит в музей, попадает в мир иной от сегодняшней идей, с совершенно отличный от сегодняшнего дух. В тот самый, что был тогда, 100- 60 – 30 лет назад. Полностью воссозданный кабинет директора советского колхоза, пионерской комнаты и интерьера домашнего убранства колхозников несут дух скромности, самодостаточности, культ труда и общественной деятельности. Всё то, что мы сегодня потеряли. Потому и не водят туда школьников со всего города (за редким исключением отдельных учителей), потому что тогда придётся рассказать, от чего общий рыбколхоз стал частной конторой, почему раньше колхоз процветал и кормил всю страну – а сейчас на частное предприятие за бугор работает и рентабельностью не отличается... И почему раньше колхозники жили с флотом и рыбными фабриками одним целым – а сегодня поселок воюет с компанией Доброфлот за чистый воздух, воду, землю, пляж и электричество.
Те же Карепанова и Березницкая в советское время были комсомольскими активистами. Рассказывали молодёжи о коммунистических идеалах. А сегодня – ровно наоборот. Приспособились. Зачем им история, зачем вспоминать те свои поступки, о которых забыть хочется?
Мы тоже хотим забыть своё прошлое? И зачем нам сохранять свою историю? А для того, чтобы поступать по жизни верно. В здоровом обществе изучают историю как правдивый практический рассказ о причинах и следствиях личных поступков и общественных событий. В больном – создаются сказки и лубочные картинки, чтобы причинные связи нельзя было найти и определить.
Чтобы потом раз за разом гулять по старым граблям. Ну или толкать на них тех, кто помоложе. Что в общем то легче делать как раз через интерактивные доски. Какой заказ от большого папы поступит – ту картинку сценарист и нарисует. Старую сотрёт и перепишет. С живыми экспонатами так не пройдёт.
История вместе с музеем сохраняет дух предков. Тот самый, о котором у нас гимн на каждой площади играет. Его нет в новостроях с тёплыми туалетами. Для того во всём мире музеи ставили в исторических зданиях. Где через материальные следы прошлого люди передают нематериальные понятия. Которые в свою очередь с невидимой, не явной силой влияют на дела и поступки следующих поколений.
Похоже это тоже непонятно бывшим комсомольским работникам. Тот дух они забыли. Кто-то продал. Как продают сейчас в городе участки под застройку в исторической Старой части. Втыкая точечную многоэтажную застройку среди двухэтажных домов сталинской архитектуры. Исторический облик города, каменная история? – не, не слышали. Не поняли. Деньги. Сегодня. Надо. Надо. Вот точно так же за сегодняшний сиюминутный интерес хотим продать свою историю. Музей. Город. Страну. Жизнь последующих поколений.
Так что вопрос продажи музея даже не вопрос политики. Это вопрос веры. Верим ли мы в будущее или живём исключительно днём сегодняшним. Как быть, как выходить из ситуации? Музей в городе должен быть. И не 200, не 400 квадратов. А 1200, 1400. Прямо сейчас пишется история, которую надо сохранять. В том числе и от наличия музея будет зависеть, станет ли город Большой Камень центром социальной и культурной жизни, или превратиться в вахтенный промышленный пункт временного проживания.
Время сейчас необычайное, переломное. Надо пользоваться уникальной возможностью удержать его артефакты. И старый музей нужен. И новые интерактивные доски. И реконструкция старого района, превращение его в исторический экспонат, культурную достопримечательность и символ того, что отличает город от любых других поселений. Почему-то во всём цивилизованном мире старые каменные районы сохраняют, холят и лелеют, а у нас планируют под зачистку и многоэтажную застройку. Или во всем мире есть человеческая цивилизация, а в городе Большой Камень как-то отсутствует? Уважение и сохранение Истории – это то, что отличает человека от животного. Это и есть Культура. Над которой надо работать на любом уровне, а не только там, где прописывает бюджетный кодекс. Это прямая обязанность управления культуры. Если чиновники этого управления считают, что это не их дело, то разговаривать надо с теми, кто в себе признаки культуры имеет. С краевыми властями сначала. С общественниками. Со всеми теми, у кого эти понятия присутствуют.
Нужно думать, как вписать музей в образовательную систему города, нужно возить школьников целыми классами. Нужно создавать центры притяжения для туризма. Да много чего. Естественно, на нематериальные понятия Истории понадобятся определённое количество вполне материальных ресурсов. И это несколько другая организация работы и планирования. И формирования бюджета, и управления культурой, и работой с краевыми структурами. Это необходимость. Это окупится. Стократно. Не сегодня, но с лихвой. У нищих духом нет и не будет таких нематериальных понятий как Победа. Слава. Гордость. Уважение. Без этого не сохранить собранное, не улучшить, не преумножить, ну не имеем мы морального права уничтожать или менять в худшую сторону то, что не нашим трудом собрано, сделано и дано нам отцами на сохранение.
Сможет ли это сделать нынешняя администрация, дума и управление культурой? Судя по делам – врятли. По результатам голосования о плане приватизации музея против проголосовал только один – Новомировский- депутат. Похоже единственный человек в этом коллективе, для которого нематериальные понятия оказались выше денежных. Остальные свой выбор веры сделали.
Сейчас мяч на нашей стороне. Как говорил известный советский комментатор – такой футбол нам не нужен. Вопрос важный. И далеко не решённый. Предполагаю, что и многие и в думе, и в администрации сегодня голосуют и принимают решения далеко не так, как считают нужным. Поэтому подписываем обращение на краевые власти в магазине, ведём разговоры в соцсетях и лично, ищем способы взаимодействия по вопросу музея с любыми государственными структурами. Историю сегодня делаем мы сами. Каждый конкретно и все вместе. Народ – согласно действующей конституции. И это слишком важное дело, чтобы доверять это кому- то. Тем более если этот кто-то поступают так, как поступает с музеем нынешние дума, администрация и управление культуры.
Послесловие: выйдя из здания музея я поднял глаза выше и неожиданно сразу увидел указание из прошлого, как нам поступать надо. Каменными буквами на бетонной стеле над погасшим Вечным огнём написано – «никто не забыт и ничто не забыто». А за спиной – выцветшая до не читаемости вывеска «музей».
Уже без комментариев. (Константин)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 28
Единороссы сейчас не в почете по всей
России,они коррупционеры и воришки,крадут из бюджета,обкрадывают армию и пенсионеров.
Ставьте точку в этом вопросе,хозяин народ ,а не кучка присосавшихся ко всему , ,,что они могут превратить в деньги .
Скажите им решительное нет,хватит грабить народ@!!!₽
Всю жизнь сопровождает человека любовь к прекрасному,
она нам всем близка. Сегодня отмечаем четверть века любимому, родному МВК.
Вот мы опять с друзьями в этом зале
Видим картины в светлых образах.
На эту красоту, что вы создали мы смотрим со слезами на глазах.
Менялась власть, менялись помещенья,
Но вы могли изюминкой блеснуть. Сегодня вспоминаем с восхищеньем как вы прошли достойно этот путь.
Во всех объектах, что вам предлагали, вы создавали творческий уют. Культуру ни когда не предавали; спасибо вам за бескорыстный труд.
Опять вот переезд, вы с силой новой,
В жизнь воплощая светлую мечту,
В великолепном здании столовой создали для народа красоту.
Огромный зал, там есть где разгуляться,
По виду как любимый Эрмитаж.
Хотя и за него пришлось подраться,
И это был ваш высший пилотаж.
Но все не постоянно в этом мире;
Без вас культ...ЕщёЯ даже боюсь представить, что следом на очереди будет музейно - выставочный комплекс МВК, которому удалось продержаться 25 лет. Мы ему достойно отметили юбилей.
Всю жизнь сопровождает человека любовь к прекрасному,
она нам всем близка. Сегодня отмечаем четверть века любимому, родному МВК.
Вот мы опять с друзьями в этом зале
Видим картины в светлых образах.
На эту красоту, что вы создали мы смотрим со слезами на глазах.
Менялась власть, менялись помещенья,
Но вы могли изюминкой блеснуть. Сегодня вспоминаем с восхищеньем как вы прошли достойно этот путь.
Во всех объектах, что вам предлагали, вы создавали творческий уют. Культуру ни когда не предавали; спасибо вам за бескорыстный труд.
Опять вот переезд, вы с силой новой,
В жизнь воплощая светлую мечту,
В великолепном здании столовой создали для народа красоту.
Огромный зал, там есть где разгуляться,
По виду как любимый Эрмитаж.
Хотя и за него пришлось подраться,
И это был ваш высший пилотаж.
Но все не постоянно в этом мире;
Без вас культуре нашей не прожить.
Вновь переезд на Горького 4 -
Искусству продолжаете служить.
Мы видим на полотнах наше море.
И каждая картина - бриллиант.
Здесь лучшие художники Приморья
Показывают людям свой талант.
В картине каждой есть
душа России,
В ней мир художник оставляет свой.
Морозова, Михайлова, Васильев,
Роговиковский, Платов,
Листровой.
А 25 - прекраснейшая дата,
Культуры нашей творческий рассвет.
Искусство, чтоб всегда было крылато,
И излучало только добрый свет.
28 апреля 2021 года.
Господа депутаты любите искусство!
Они, что самые умные? Просто цель была другая. Значит можно было сохранить