«В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные ресницы такой длины, что на них можно рядом положить четыре спички…», - вспоминала Анастасия Ивановна свою подругу Лену, которая при знакомстве попросила ее называть Галей.
Девочки дружили. После уроков болтались по весенним улицам, били галошами тонкий лед. Сдвинув со лба береты, подставляли лицо солнцу, жевали фруктовую карамель… Галя, в семье у которой не все было гладко, часто гостила в Трехпрудном переулке у Цветаевых. И снова из воспоминаний Анастасии Цветаевой: «Мы сидели - Марина, Галя и я - в воскресенье, в субботу вечером с ногами на Маринином диване в ее маленькой комнате и рассказывали друг другу все, что хотелось. Мы водили Галю по нашему детству, поглощая из кулечка душистые, вязкие ириски. Она с упоением слушала Маринины стихи. Когда Галя восхитилась одним, Марина сказала: «Нравится? Я вам его, Галочка, посвящу».
Это было стихотворение "Мама в саду".
Мама стала на колени
Перед ним в траве.
Солнце пляшет на причёске,
На голубенькой матроске,
На кудрявой голове.
Только там, за домом, тени…
Маме хочется гвоздику
Крошке приколоть, —
Оттого она присела.
Руки белы, платье бело…
Льнут к ней травы вплоть.
— Пальцы только мнут гвоздику. —
Мальчик светлую головку
Опустил на грудь.
— «Не вертись, дружок, стой прямо!»
Что-то очень медлит мама!
Как бы улизнуть
Ищет маленький уловку.
Мама плачет. На колени
Ей упал цветок.
Солнце нежит взгляд и листья,
Золотит незримой кистью
Каждый лепесток.
– Только там, за домом, тени…
Пройдут годы. Заболевшую туберкулезом Галю отец отправит на лечение в один из швейцарских санаториев. Там она познакомится с будущим мужем - поэтом Полем Элюаром. Именно он станет называть ее - Gala - - с ударением на последнем слоге. А потом в жизни Галы произойдет судьбоносная встреча с молодым каталонским художником по имени Сальвадор Дали.
Гала и Анастасия старались поддерживать связь. Правда, когда одна блистала в высшем свете Европы, другая - отбывала срок в лагерях Приамурья. Их переписка то прерывалась, то завязывалась снова. В одном из писем, уже в 1970-х годах, Гала напишет: «Как я говорила тебе в 1928 году, я повторяю, что много раз дружила с мужчинами, но никогда с женщинами, ты моя единственная подруга. Я хочу прочитать твою книгу».
Речь шла о воспоминаниях Анастасия Ивановны. Цветаева отправит свою книгу в Испанию, в деревню Пуболь, надписав на форзаце: «Дорогой моей Галочке, как тебя звала Марина, подруге отрочества – книгу о нашей юной и давней Москве с нежной любовью Ася Цветаева в год моего 80-летия, 6 декабря 1974».
©
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев